Южная Корея – это явная колония США. Как японские колонизаторы принесли цивилизацию в корею Чьей колонией была корея

О том, сколько бед принесла Корее её аннексия - слышно на любом государственном празднике. А вот о положительных сторонах говорить, как-то, не принято. Я поставил себе целью исправить это упущение в данной статье.

Ни для кого не секрет, что на протяжении 35 лет (а де-факто и 40, с самой победы Японской Империи в Русско-Японской войне) - весь Корейский полуостров находился под властью Японии. Современные Корейские и Китайские СМИ любят распалять народ националистическии лозунгами, обвиняя современный Токио чуть ли не во всех смертных грехах. До самого конца 80-х националистическая истерия в Корее поддерживала запрет на импорт и перевод всей печатной и кинематографической продукции из Японии. В 90-х Корейское правительство приняло решение о сносе здания резиденции Генерал-Губернатора Японии в Тёсене, которое не много не мало - входило в список Всемирного наследия ЮНЭСКО. Потом они пошли еще дальше, и в ходе ревизии исторических документов - лишили более 100 собственников их земельных участков: те, якобы, были получены предками нынешних владельцев от деспотического Японского режима.
При этом тот факт, что вся правящая элита сама повыходила из вчерашних полицаев, упешно замалчивается. Например, Пак Чон Хи , дед действующего президента Кореи и сам бывший президент - раньше был известен как Такаки Масао, выпускник Высшей Военной Академии Японии и старший лейтенант армии Манчжоу-го .

Справа - Пак Чон Хи, слева - он же, в форме Японской Императорской Армии

О том, сколько бед принесла Корее её аннексия - слышно на любом государственном празднике. А вот о положительных сторонах говорить, как-то, не принято. Так исправим же это упущение! В своем посте я постараюсь перечислить основные известные факты, выступающие в пользу того, что оккупация была для Кореи больше благом, нежели злом.

1. Продолжительность жизни
Если бы в начае IX века в Корее было хотя-бы подобие высшего образования, то студенты умирали бы в день получения диплома. Средняя продолжительность жизни Корейца в 1905 году составляла 22 года. Многие не доживали и до этого. Во многом способствовала этому тотальная антисанитария на Корейских улочках, упадок экономики (индустрия Кореи представляла из себя совокупность иностранных концессий, сперва Российских - потом Японских, а горный рельеф не располагал к развитию Сельского Хозяйства), полное отсутствие социальных гарантий и трудового законодательства.
Эффективное управление госапарата Генерал-Губернатора позволило довести эту цифру до 44 в 1941 году. Т.е. продолжительность жизни Корейца выросла в два раза .

2. Образование

Уровень граммотности на момент аннексии составлял рекордно низкие 2%. Хваленая Хангыль, которая на данный момент является единственной письменностью на всем Корейском полуострове (что? Кто-то сказал "ханча"? Неужели вы её серьезно где-то видели кроме энциклопедии?), на тот момент была известна крайне узкому кругу лиц. Элита населения считала её "несерьезным детским письмом", предпочитая китайские иероглифы, а оставшиеся 98% с радостью разделили это пренебрежительное отношение к Хангылю, однако не сочтя нужным при этом освоить хоть один другой метод записи языка. Так и повелось...


Впервые это стало проблемой во время попытки организации анти-японских выступлений в 1910. Группа студентов активно распространяла по Кэйдзё (ныне - Сеул) листовки и манифесты, но большая часть населения банально не смогла понять чего от них хотят... Неудивительно что митинги закончились ничем.
Однако генерал-губернатор исправно реализовывал намеченую образовательную программу. Было построено более 3000 школ и даже первый за всю историю существования Кореи - университет, под названием "Императорский Университет Кэйдзё ". Ныне известный как Сеульский Национальный Университет . Фактически, с нуля была построена система образования, действующая в Корее и по сей день. Так, в рамках политики просвещенного правления, с 1922 года окончательно была упразднена сегрегация по этническому признаку, и Корейцы стали обучатся с Японцами в общих школах.

3. Экономика и Бизнес
Вначале о бизнесе. Современная экономическая модель Южной Кореи целиком и полностью построена по принципам Японской. Так, в Корее основные финансовые рычаги сосредоточены в руках мега-корпораций - Чеболей. Ничего не напоминает? Да это же Дзайбацу (Кэйрэцу) "с Корейским лицом"! Все тот же мощный финансовый конгломерат объединяющий в своих руках гигантские предприятия во всех отраслях экономики. Все тоже колоссальное политическое влияние их лидеров... Все таже идеология "компании-семьи", из года в год взращивающая плеяду трудоголиков, почитающих за честь умереть на рабочем месте.
Справедливости ради скажу, что тут Корейцы отошли от своей обычной практики присвоения чужих достижений, и все-таки признали что Чеболь и Дзайбацу суть одно и тоже, разное прочтения одного слова.

Экономика в период оккупации росла большими темпами. Валовый Национальный Продукт возрос более чем в 2,77 раз, внутреннее потребление - в 2,38 раз, уровень доходов - в 1,67 раз.
В селе, на смену ручному труду, пришла механизация, которая проводилась такими темпами, что позавидовать мог даже Советский Союз со своими пятилетками.
На момент аннексии в Корее был 151 завод, а к концу колониального периода — 7 142. Кроме того, доля заводов, принадлежащих корейцам, выросла с 25,8 % в 1910-м году до 60,2 % в 1940-м. Количество рабочих увеличилось с 15 000 до 300 000.

4. Инфраструктура
Япоская Империя построила в Корее первую железную дорогу, целиком за свой счет. Эта линия связала столицу Кэйдзё (ныне - Сеул) с пограничным северокорейским Сингисю (ныне - Сыныйджу). Фактически, столица из "одноэтажного большого села" превратилась в добротный многоэтажный город с капитальными зданиями.

5. Культура
Япония подарила Корее такое чудо как радиовещание . За свой счет было построено около 22 радиостанций, причем процент слушателей неуклонно рос (с ростом благосостояния народа): если в 1926 году в Корее было 1829 радиослушателей, то в 1942 году — 277 281.
Вопреки широко распространенному заблуждению о существовавшей в те времена цензуре СМИ - законы и требования к Корейским СМИ были на 100% идентичны аналогичным требованиям к Японским СМИ. Принципиальной разницы между ними не существовало.
В период аннексии зародилась современная Корейская литература, причем повсеместное распространение Хангыля наконец-то сделало литературные произведения корейских писателей корееязычными (до аннексии - большая часть Корейской литературы создавалась на Китайском).
Ли Гвансу, Ки Донин, Ким Юджон, Ли Хюсок, Ём Сансопа - это все оттуда, из "японской кореи".
В конце колониального периода многие писатели и поэты, включая Ли Гвансу, стали активно поддерживать колониальную администрацию и экспансию Японской империи в Восточной Азии. Среди них были и те, кто раньше критически относился к японским властям, например, левый писатель Хан Соря , будущий председатель Союза писателей КНДР

На период аннексии так-же приходится выход в свет Первого Корейского Фильма и Первой Корейской Драмы (зарождение театра).

6. Отношения между нациями
Как уже заявлялось ранее, никаких различий между Корейцами и Японцами администрация не делала, проводя политику ассимиляции. Смешанные браки были обыденным явлением. Тот факт, что многие японцы нанимали себе в дом корейцев в качестве прислуги легко обьясняется тем, что Японцы иммигрировали в Тёсэн с уже нажитым капиталом. Естественно что зароботная плата на о.Хонсю и в провинции (Корея) отличалась, однако с каждым годом эта разница все сокращалась и сокращалась.
В конце-концов, если бы "колониальный гнёт" был таким нестерпимым, как его пытаются преподнести современные Корейцы - поднялись ли в воздух тогда сотни самолетов, с пилотами-камикадзе Корейского происхождения? Умирали бы они с именем императора на устах? Наврятли.

Напоследок хотелось бы сказать банальную, казалось бы, вещь: в мире не бывает однозначно белого и черного, хорошего и плохого, доброго и злого. Поэтому не стоит верить политикам, стремящимся реализовать свои шкурные интересы за счет наших конфликтов. А особенно скептически относитесь к безапелляционным заявлениям, будь они Корейскими, или Российскими, или Экваториально Гвинейскими.

Взаимодействие Кореи с соседями всегда было непростым. На протяжении многих веков страна утренней свежести страдала от влияния Китая, Монголии, набегов маньчжуров и завоевательных войн с японцами. Но колониальный период (식민지 시대) занимает особое место в истории страны.


Карта Японской империи с датами захвата территорий, конец XIX — начало XXвв.

В период с 1910 по 1945 годы Корея была японской колонией . Решение о становлении частью Японской империи не было добровольным, оккупация была насильственной. Японцы проводили жесткую политику в отношении корейцев, подвергая их как физическому, так и психологическому насилию. Однако мнения современников касательно этого периода разделились. Одни (сторонники т.н. «колониальной модернизации») считают, что в это время Корея достигла небывалого экономического роста, а общество проходило один из этапов развития. Другие (сторонники т.н. «колониальной эксплуатации») считают, что экономику Кореи после 1945 года пришлось развивать с нуля, а страна в этот период подверглась жесткой эксплуатации.

Чтобы лучше понять причину интереса Японии к Корее, необходимо узнать, что происходило в обеих странах накануне колониального периода.

Япония

В период с 1868 по 1889 годы Япония превращается из аграрной страны в одно из ведущих государств мира. Это время в истории получило название «Реставрация Мэйдзи ».

Название периоду дал император Муцухито (1852 — 1912гг.) — «Мэйдзи» («просвещенное правление»).

Страна отказывается от самоизоляции и совершает «скачок» из прошлого в будущее, меняя логику традиционного образа жизни и формируя общество по европейскому образцу. Закончилось господство самураев, власть возвращена императору. Практически во всех сферах жизни были произведены реформы, начиная от экономики, заканчивая образованием. В частности, было ликвидировано феодальное устройство страны, разрешена частная собственность, основан Токийский университет, внедрена всеобщая воинская повинность, устранена модель поведения «господин-слуга», разрешены межсословные браки и пр. Укрепив свои внутренние позиции, Япония принимает решение господствовать во всем регионе. В частности, большой интерес вызывают отношения с Кореей.

Корея

Корея же налаживать отношения с соседями не спешит. В конце XIX — начале XX веков она показывает себя слабым игроком на мировой политической арене. Страна, раздираемая внутренними противоречиями и бунтами, не может дать отпор внешним захватчикам. Король, позднее император, Коджон, не имея реальной власти, продолжает начатую предшественниками политику изоляции. Япония после непродолжительных дебатов и провокаций принимает решение о захвате отказывающейся идти на контакт Чосонской Кореи.

Военачальник эпохи Чосон, 1863г.

Однако этот процесс происходит постепенно. Колонизации предшествовал ряд мер со стороны японцев, а именно: подписание в 1876 году японско-корейского договора о дружбе на о. Канхвадо , согласно которому Японии открывались крупнейшие морские порты Пусан, Вонсан и Инчхон. Кроме того, японцы добились права приобретать корейские земельные владения и фактически лишили страну таможенной автономии. Они постепенно проникали во все сферы деятельности, контролируя сначала прессу и отдельные ведомства, а потом становясь «советниками» короля. И, наконец, убийство королевы Мин, супруги Коджона, фактически правящей вместо него. Все эти условия создали благоприятную почву для аннексии Кореи.

Необходимо также отметить, что Корея в тот период представляла собой центр столкновения интересов сразу нескольких стран помимо Японии: России, Китая, США, Англии, Франции, Австрии и пр. Однако в силу удаленности западные государства быстро сдались, а с Россией и Китаем Япония развязала войну, в которой и вышла победителем. А потому никто не мог помешать Японии реализовать свои планы в качестве метрополии.

Корея в качестве колонии

В колониальный период Кореей руководил генерал-губернатор, назначаемый из Токио. Как правило, генерал-губернатор назначался из числа военных японцев. Это объясняет жестко-авторитарную политику, проводимую в колонии. Однако в 1919 году на этот пост был назначен Сайто Макото — единственный не из числа военных. Он проводил относительно мягкую «политику культурного управления », поощрял корейскую культуру и был против насильственных мер.


Сеул во время японской оккупации.

Став колонией, Корея лишилась суверенитета . Страна выступала в качестве рынка сбыта как рабочей силы, так и выращиваемой продукции. Около 90% всех капиталовложений принадлежало японцам, как и 3/5 всех предприятий.

Народ подвергался дискриминации , корейский язык был запрещен для преподавания в школах. Более 200 000 корейских исторических документов было сожжено. Права быть судьей, избирать и быть избранным удостаивались только японцы, а высшая законодательная и исполнительная власть находилась в руках генерал-губернатора. При правительстве существовал Консультативный совет, состоявший из известных корейцев, но реального влияния он не имел.

В 1911 году японцы снесли часть зданий известного дворцового комплекса Кёнбоккун, построив Дом генерал-губернатора. В 1939 году вышел Указ о смене имен , согласно которому каждый кореец имел право поменять свое имя на японское. На деле более 80% корейцев взяли японские имена, так как в случае отказа подвергались гонениям. Колонизаторы активно пропагандировали синтоизм, строили синтоистские святилища. На весь мир стали печально известны «станции утешения » — бордели для японских военных, где «женщины для утешения» находились в секс-рабстве. Девушек либо похищали, либо, обещая работу на японских заводах за большую плату, обманом заманивали в бордели. Далеко не всем суждено было вернуться домой: многие погибали от ежедневных истязаний, многие заканчивали жизнь самоубийством.

При этом, именно на период оккупации приходится время роста корейской экономики, образования и промышленности.

Экономика и политика

К концу колониального периода в Корее насчитывалось более 7 тыс. заводов, на которых было задействовано около 300 тыс. рабочих. Средние темпы роста корейской экономики составили около 4%. В сельском хозяйстве внедряли новые технологии, площадь обрабатываемых сельскохозяйственных угодий росла. Было построено множество зданий, ставших прообразами современных. Среди них: Вокзал Кэйдзё, Тёсэн-банк, Народный дом. Около 10 лет строились железные пути, соединившие современный Сеул с северными областями корейского полуострова. Экспорт продукции осуществлялся как непосредственно в Японию, так и в Китай, Россию, США, Индию, Таиланд. Импорт — преимущественно из Китая, Маньчжурии, США. Была внедрена судебная система трех уровней: местные, апелляционные и Верховный. Территория страны разделена на провинции, во главе каждой — губернатор (японец или кореец). Основана система правоохранительных органов.


Тёсэн-банк, ныне Музей Банка Кореи, 1909г.

Социальная сфера

Корейская традиционная медицина была воспринята японцами с недоверием. Зато было внедрено использование современных лекарств, в связи с чем продолжительность жизни населения выросла с 20 до почти 45 лет. Численность населения выросла почти в два раза и составила около 27 млн. человек. При этом неуклонно росло количество тюрем, т.к. недовольных колониальной политикой было немало.

В 1924 году был открыт первый корейский университет — Императорский университет Кэйдзё (именно на его основе позднее был создан Сеульский национальный университет). Правда возможность его посещать была лишь у японцев, так как обучение велось на японском языке. Значительно вырос уровень грамотности: с 2% до 40%. В сфере школьного образования за основу была взята японская модель с разделением на младшую и среднюю школу. Появилась возможность посещать уроки в специальных профессиональных училищах, где обучали в т.ч. и на кисэн.

Появились первые газеты на японском и корейском языках (Мэиль Синбо, существующая по сей день Чосон Ильбо). Система цензуры была достаточно жесткой только в отношении корейских изданий. В 1927 году появилось первое радио, имевшее большую популярность. На время оккупации также приходится расцвет корейской литературы, в частности прозы. При написании произведений теперь пользовались исключительно корейской письменностью, оставив китайскую в прошлом.

Борьба за независимость

Корейцы не оставляли попыток обрести независимость на полуострове. 1 марта 1919 года произошло первое крупное движение за независимость. У его истоков стояли корейские студенты и патриоты, выступавшие за необходимость создания Декларации независимости.

Движение получилось масштабным. Начавшись в Сеуле, оно постепенно разрасталось по стране, с каждым днем увеличивая сторонников. Спустя год восстание было жестко подавлено японской армией. В результате погибло около 7 тыс. человек, но имперская политика в отношении Кореи смягчилась — именно в это время на пост вступает Сайто Макото. В память о первом национальном сопротивлении 1 марта было объявлено Днем движения за независимость.


Жители Сеула встречают освободившихся из тюрьмы борцов за независимость, 1945г.

Позднее правительство Кореи в изгнании учреждает Временное Правительство Республики Корея в Шанхае. В числе учредителей состоит и первый президент Республики Корея — Ли Сын Ман. Деятельность непризнанного Временного Правительства заключается в координации партизанских отрядов и управлении Корейской Армией Освобождения. Но на деле, несмотря на все усилия, достичь независимости Корее удается лишь спустя годы в связи с капитуляцией Японии и невозможностью ее дальнейшего управления колонией.

____________________

Конец первой части

Корея с 1910 по 1945 годы была японской колонией. В это время она не обладала суверенитетом, власть на полуострове принадлежала японскому генерал-губернатору. Колониальный период был отмечен высокими темпами экономического роста, возникновением современной корейской культуры, формированием основ современной корейской индустрии, резким увеличением средней продолжительности жизни (с 22 до 44 лет) и широким внедрением современного начального образования. В то же время в первое и последнее десятилетия этого периода колониальные власти проводили жёсткую авторитарную политику в отношении населения, а на протяжении всего периода корейцы подвергались дискриминации.

Колониальный период закончился после капитуляции Японии во Второй мировой войне.

Название

В Японии в отношении этого периода обычно используется название «Эпоха японского правления в Корее» (яп. ????????? Нихон то:ти дзидай-но Тё:сэн?). В Корее этот период называется по-разному. Ниже приведены наиболее популярные названия.

В отношении Кореи в колониальный период часто употреблялось японское название «Тёсэн» (яп. ??, в западных источниках - Chosen или Tyosen).

Предыстория

В XIX веке, после Реставрации Мэйдзи, в японском обществе существовала идея о необходимости аннексии Кореи. В 1873 году ряд радикально настроенных политиков, возглавляемых Сайго Такамори, призывали правительство к походу на Корею. Идея была отвергнута - правительство решило, что у Японии для этого недостаточно сил.

В Корее японское влияние начало распространяться после подписания с Кореей мирного соглашения на Канхвадо в 1876 году. Конкурентами Японии за влияние в Корее были Россия и Китай (империя Цин). Одержав победу в японо-китайской и русско-японской войнах, Япония получила возможность единолично проводить политику в отношении Кореи. 17 ноября 1905 года между Японией и Кореей был подписан договор, превращавший Корею в протекторат Японии.

После подписания договора в японском правительстве образовались две фракции. «Умеренные» политики, возглавляемые Ито Хиробуми, считали, что формальная аннексия Кореи приведет к росту антияпонских настроений в стране. «Радикалы», возглавляемые Ямагатой Аритомо, считали аннексию Кореи необходимой. После того, как Ито был убит, в правительстве Японии возобладала точка зрения «радикалов». 22 августа 1910 года был подписан Договор о присоединении Кореи к Японии. Через 7 дней он вступил в силу, и Корея стала японской колонией.

Первый период (1910-1919)

Первым генерал-губернатором Кореи стал Тэраути Масатакэ. Он стал проводить решительную политику по модернизации полуострова. Так, по его приказу в Корее было открыто несколько тысяч школ, где, в частности, изучались японский язык и японская литература.

Тэраути провёл земельную реформу в Корее: был создан земельный кадастр, однако составлялся он исключительно на основе письменных документов, между тем как земельные отношения в Корее зачастую регулировались с помощью обычного права. По сообщениям корейских источников, это привело к утрате земли значительной частью корейских крестьян.

При этом генерал-губернатор, однако, не считался с корейским культурным наследием - так, по его приказу была снесена часть комплекса бывшего императорского дворца.

В 1916 году новым генерал-губернатором стал Хасэгава Ёсимити, который продолжил жесткий курс предшественника. Его политика привела к восстанию 1 марта 1919 года, в котором приняли участие около 2 млн корейцев. Восстание было подавлено жандармерией и армией. Существуют разные оценки числа погибших во время подавления восстания: от 553 (официальная оценка генерал-губернаторства) до 7509 (цифра, приведённая Пак Ынсиком, деятелем корейского движения за независимость).

Второй период (1919 - 1930-е)

В конце 1910-х годов жёсткая политика в Корее, получившая прозвище «политика сабель» (яп. ?????), стала вызывать критику и в метрополии. После Движения первого марта Хасэгава Ёсимити ушел в отставку, а император Японии издал указ, согласно которому на пост генерал-губернатора могли назначаться и гражданские лица.

Либерально настроенный премьер-министр Хара Такаси (англ.)русск. назначил новым генерал-губернатором Сайто Макото. Сайто постарался изменить политику Токио в отношении Кореи. По его указам, корпус жандармов был распущен и заменен обычной полицией, были запрещены телесные наказания, создан ряд газет на корейском языке, в Кэйдзё (Сеуле) был открыт императорский университет, ставший первым университетом в Корее. Кроме того, Сайто значительно смягчил политику по отношению к корейским христианам. При Сайто было завершено строительство Дома генерал-губернатора Кореи.

Стиль правления Сайто обычно называется «политикой культурного управления» (яп. ????, кор. ????).

Третий период (1930-е - 1945)

Начиная с середины 1930-х годов, когда в Японии к власти пришли военные, Токио начало проводить политику ассимиляции Кореи, получившей название «Найсэн иттай» (яп. ????). В рамках этой политики поощрялось вступление корейцев в японские патриотические организации и обращение в синтоизм. Оппозиционные движения подавлялись, а газеты, выступавшие против японского правления, подвергались закрытию. В 1939 году генерал-губернатор Минами Дзиро издал Указ о смене имён (яп. ???? Со:си каймэй?), разрешавший корейцам брать японские имена. Отказавшиеся менять имя корейцы подвергались общественному осуждению и дискриминации. За первые шесть месяцев после выхода указа имена сменили 80,5 % корейских семей.

С началом Второй японо-китайской и Тихоокеанских войн положение корейцев ухудшилось: генерал-губернаторство начало проводить политику вывоза корейских подданных в метрополию в качестве рабочей силы. Позднее корейцев стали также призывать в Императорскую армию (ранее туда призывали только подданных из метрополии). Кроме того, тысячи кореянок были вынуждены работать в полевых борделях японской армии в качестве проституток (официальное название - «женщины для комфорта»).

Окончание японского правления

К августу 1945 года было очевидно, что поражение Японии во Второй мировой неизбежно. 8 августа в войну вступил Советский Союз; Красная армия быстро разгромила японские силы в Маньчжоу-го и заняла северную часть Корейского полуострова. 6 и 9 августа американские войска сбросили на японские города атомные бомбы. В этих условиях Японская империя объявила о принятии ею условий Потсдамской декларации и капитуляции перед союзниками. По условиям капитуляции она, в частности, отказывалась от Кореи, которая делилась на советскую и американскую зоны оккупации по 38-й параллели. В сентябре 1945 года американские войска во главе с Джоном Ходжем высадились в южной Корее. 8 сентября 1945 года последний генерал-губернатор Кореи Абэ Нобуюки подписал акт о капитуляции перед союзниками, а на следующий день колониальное правительство было официально распущено. Так завершился 35-летний период японского господства в Корее.

После капитуляции Японии американские оккупационные власти организовали репатриацию корейцев на родину из бывшей метрополии и репатриацию японцев из Кореи на Японские острова. В течение нескольких лет подавляющее большинство японцев покинуло Корейский полуостров.

Поговорим об азиатских языках: китайском, японском и корейском. Какой из этих языков наиболее легкий для изучения? Что может подойти именно вам? Чем эти языки различаются? Знать различия особенно полезно, если вы только приступаете к восточным языкам и выбираете, какой из них вам подойдет больше всего.

Немного географии

Для начала надо напомнить, что Китай - это очень большая страна, почти континент. А Япония и Корея - маленькие страны по соседству.

Почему мы думаем, что эти языки одинаковые или очень похожие?

Для большей наглядности проведем аналогию с Европой и вспомним, как обстоят дела с похожестью языков из-за географической близости стран. Находясь во Франции, мы в часе от Англии, если плыть на корабле. Но французский и английский отличаются очень сильно.

С Бельгией, где говорят на фламандском языке, и с Германией, где говорят на немецком, у французов вообще общие границы. Но языки этих стран разные. Как и с Испанией и Италией, где тоже говорят на других языках. Ни один европеец не может говорить на всех европейских языках, если не учил их специально.

Очевидно, что языки-соседи влияют друг на друга. Испанский влияет на итальянский, немецкий - на фламандский. В точности то же относится и к восточным языкам.

Корейский язык

Корейский язык ощутил на себе сильное влияние Китая. Длительное время Корея была захвачена китайской культурой, так как Китай был самой могущественной страной в регионе. В корейском языке лексика на 60–70% китайского происхождения.

Например, «яйцо» в корейском и китайском языках произносится одинаково, но пишется по-разному. В корейском слово будет состоять из нескольких элементов, потому что в этом языке фонетический алфавит. А в китайском алфавита в нашем понимании нет. В корейском около 20 знаков, которые можно сочетать и формировать слоги.

Минут за 15–20, используя небольшие мнемотехнические хитрости, вы сможете научиться читать по-корейски. Понимать вы еще не будете, но читать - уже гарантированно. С китайским такое невозможно. В корейском используются некоторые китайские иероглифы, и вы их сразу опознаете.

Китайский иероглиф в корейском тексте

Но они используются очень редко, например в научных текстах при получении высшего образования, в повседневной жизни - вряд ли.

Так выглядит текст, написанный по-корейски. Небольшие кружки, параллельные и перпендикулярные прямые. Фонетически этот язык близок к китайскому.

Японский язык

Первая большая разница - на уровне грамматики. В китайском и корейском нет рода, числа, артиклей и спряжений. В японском языке грамматика есть.

Вторая - в японском используются китайские иероглифы. Но иероглифы там не те, которые изучают при обучении китайскому.

Китайские иероглифы в японском


Это или традиционные китайские иероглифы, или иероглифы, которые подверглись симплификации. В китайском в 1970-е годы прошла реформа по упрощению иероглифов, как и в Японии. Но японцы, естественно, не сделали кальку с китайского, а внесли свои упрощения.

Но рядом с этими иероглифами остался собственный японский фонетический алфавит. И даже два алфавита: ирагана и катакана. Один используется для записи японских слов. А другой - тот же фонетический алфавит, но с другими значками, используется для иностранных слов.

Японский фонетический алфавит

Итак, два фонетических алфавита, 2000–5000 китайских иероглифов и буквы нашего латинского алфавита!

То есть японцы используют четыре разные системы записи одновременно в одном тексте.

Китайский язык

В китайском используются только китайские упрощенные иероглифы. Иероглифы всегда пропорциональные, всегда размещены в воображаемом квадратике. В японском языке так же. Китайский текст создает впечатление решетки, где нет кружков, как в корейском.

Не будет наклонных линий с апострофами, как в японском. Прямые линии и квадраты.

Итак, в чем разница на глаз между текстами на этих языках? Сравните.

Китайский

Корейский

Японский

Какой язык самый легкий для изучения?

По структуре

В корейском легкие фонетика и чтение. Грамматики почти нет. Но структура фраз довольно сложная: подлежащее, прямое дополнение, глагол.

Японский устно относительно простой. Но когда дело доходит до письменной речи, тут придется понять и выучить очень многое.

Китайский. Произношение легкое, грамматика легкая. Но как запомнить все эти иероглифы? Как удержать в памяти все эти идеи, поскольку фонетического алфавита у китайцев нет?

Надо признать, что языка, который был бы легче остальных, не существует. Все будет зависеть только от вас.

Если вы не любите грамматику, китайский и корейский языки вам подойдут. Если, наоборот, грамматика - это ваш конек, то в японском вы достигнете больших успехов.

По вашей мотивации

В выборе можно отталкиваться не только от структуры языков, но и от вашей личной мотивации, зачем вам эти языки.

Вы любите драму, игги-поп, музыку? Тогда корейский.

Японские манга, косплей? Тогда японский.

Нравятся история, культура, лежащая в основе всех этих стран? Хотите украсить свое резюме и говорить на одном языке с 20% жителей планеты? Тогда китайский.

Все будет зависеть только от вас. Нет языка, который будет сложнее другого, если у вас на вооружении правильный подход и методики.

Важный элемент

Преподаватель - это тоже элемент, который надо правильно выбрать.

Переформулируйте вопрос

Поэтому правильный вопрос - это не «какой язык легче?», а «какой язык я хочу учить?».

От редакции

Выучить японский быстро - реально? Ответ на этот вопрос знает Тата Кононова, преподаватель английского и лингвокоуч: .

В изучении новых языков с дырявой памятью придется туго. Так что перед началом обучения неплохо было бы ее натренировать. Поможет в этом книга Идриз Зогай «Minne, или Память по-шведски. Методика знаменитого тренера по развитию памяти» : .

А как насчет раннего изучения иностранного языка? Стоит ли «мучить» детей лепетом на не понятном им наречии? Переводчик Алена Белевич считает, что стоит, и вот почему: .

С 1910 по 1945 год Корея входила в состав Японской империи. За 35 лет в стране увеличилась продолжительность жизни, вырос уровень экономики, медицины и грамотности. Однако за это корейцы заплатили высокую цену: распространенными явлениями были дискриминация, пытки, подавление языка и культуры, принудительная проституция. В современном обществе период оккупации оценивают неоднозначно.

Становление японской власти

Япония победила в двух войнах рубежа веков - русско-японской и японо-китайской, и в начале 20-го века была самым влиятельным восточным государством. Это позволило ей распоряжаться судьбой Кореи, которая не имела сильной армии и развитой экономики.

В 1905 году Япония объявила протекторат над территорией полуострова, а в 1910 расширила полномочия и сделала Корею колонией.

В корейском обществе изначально не было острого недовольства ситуацией. Значительная часть людей, особенно из интеллигентных слоев, считали, что Япония обеспечит им развитие. До этого Япония, открывшая двери Западу, превратилась из отсталой аграрной страны в империю с сильной промышленностью и армией. В Корее верили, что смогут повторить такой путь.

Однако надежды нации оправдались лишь отчасти. Вместе с техническим прогрессом в страну пришла жесткая авторитарная политика. Японские генералы, поставленные во главу провинции, не хотели считаться с культурой и историей. По их приказу разрушались памятники культуры, уничтожались книги, активно насаждался японский язык.

Подавление корейской культуры

В разные периоды японского господства давление на людей возрастало и уменьшалось. Во многом это зависело от убеждений наместников на корейской территории. В стране даже был период, который назвали «политикой культурного управления» - он отличался смягчением японских националистических идей и возрождением корейского самосознания .

Однако большую часть времени коренному населению приходилось считаться с жесткой политикой ассимиляции. Так, в стране активно насаждали синтоизм - традиционную японскую религию, к которой корейцы имели посредственное отношение. На полуострове придерживались идей конфуцианства, шаманизма и христианства.

К последнему японцы относились нетерпимо: запретили изучать его в школах, хранить библию, в крупных городах - посещать церковные службы.

Активно насаждался японский язык. Его заставляли учить в школах, а в первом в Корее университете, основанном уже во времена империализма, обучение велось только на японском. Другие названия дали корейским городам, а также заставили жителей сменить национальные имена на японские. По переписи того времени значилось, что на новые имена перешли 80 % населения.

Жестокая страница истории японского господства связана с распространением проституции в стране. Традиционно в Корее этот вид деятельности не был популярен - в отличие от той же Японии или Китая, где проститутки стояли на государственном учете.

Чтобы снизить количество изнасилований, которые совершали японские солдаты (особенно с началом Второй мировой), в стране основали около сорока борделей, которые получили названия «станции утешения».


Япония до сих пор придерживается официальной версии о том, что женщины работали там добровольно, однако свидетели говорят об обратном. В Корее живет около двух десятков женщин, которые обслуживали «станции». Они рассказывают о похищениях и принудительной работе, жестоких условиях содержания, насилии и побоях.

В борделях был высокий уровень суицида. Как минимум половине из них было меньше 18 лет. Женщины рассказывают, что их заставляли обслуживать по 20-30 солдат в день.

Современное общество заставило Японию признать факт насильственного удержания женщин на «станциях» и попросить прощения. Произошло это только в 2015 году и не без труда. Из бюджета страны выделили 80 миллионов долларов, чтобы выплатить компенсацию семьям пострадавших женщин в Корее и Китае. В Сеуле жертвам сексуального рабства поставили памятник - в день его открытия посол Японии был на какое-то время отозван из страны в знак протеста .


Положительные стороны японского господства

Несмотря на то, что Япония жестко, а в некоторых случая - жестоко насаждала культуру, после ее правления условия жизни в Корее улучшились. Это касалось образования, медицины, промышленности и сельского хозяйства. В стране в два раза увеличилась продолжительность жизни, прижилась культура гигиены, «привезенная» японцами, появились лекарства и врачи европейского уровня, которые сменили традиционную малоэффективную медицину.

Страна достигла уровня роста урожая благодаря распахиванию новых земель - это происходило при помощи техники, доставленной с островов. В стране расширили железнодорожную сеть, построили первый централизованный банк. Сделали первые шаги к введению обязательно образования, которое теперь получали и девочки тоже. Полностью реализовать эту идею не удалось из-за затрат.

При этом в стране заработал первый университет - к концу сороковых там преподавали не только на японском, но и на корейском языке.


Независимость Кореи и мнение современного общества

Япония была вынуждена отказаться от посягательств на территорию полуострова после капитуляции во Второй мировой войне. С этого времени Корея территориально приняла тот вид, который существует до сих пор. Южную часть заняли американские формирования, а северную - советские. Их противостояние привело к очередной трагической странице - Корейской войне, которая официально не закончена до сих пор.

Японское господство в современном обществе Южной Кореи оценивается неоднозначно. Большинство людей считают его оккупацией и осуждают, но среди молодежи становится популярным мнение о просветительской и эволюционной роли империализма в истории страны. В Северной Корее отношение к этому периоду резко негативное. Люди, которые в колониальный период сотрудничали с японскими властями, а также их потомки, считаются предателями народа. Это отражается в кастовой системе КНДР сонбун, которая относит таких граждан к категории «неблагонадежных».