Харидвар. Что посмотреть, куда сходить. Самостоятельное путешествие в Кедарнатх (Индия) Праздник Кумбха Мела, история происхождения

«Врата в царство Господа «, так с санскрита переводится Харидвар , название самого северного из . Будучи одним из старейших в мире городов, Харидвар упоминался в древних индуистских писаниях и эпосах. Город издавна был обителью мудрецов, служил центром развития искусства, науки и культуры. Местных жителей здесь несопоставимо меньше, чем паломников. Здесь долина встречает священную Гангу, спускающуюся с гор; здесь отпечатались следы божественных ног Вишну; здесь индуистские пилигримы стремятся духовно очиститься, прежде чем тронуться в путь к другим священным местам Гималаев, «обители богов» — и , и . Каждые шесть лет здесь проводится Праздник Кувшинов — Кумбха Мела , самый большой индуистский фестиваль мира.

Даже в стране, где массовые мероприятия являются обыденным явлением, размах этого религиозного празднества поражает. В нем принимают десятки миллионов паломников со всей Индии. Второе по размаху религиозное собрание в мире — паломничество в священный для всех мусульман город в Саудовской Аравии — привлекает около трех миллионов человек ежегодно. Сравнительные цифры красноречиво говорят сами за себя.

Из других необычных религиозных праздников также стоит отметить также проводимый в Индии праздник и широко отмечаемый индуистской диаспорой Малайзии праздник .

Праздник Кумбха Мела, история происхождения

Каждые шесть лет миллионы паломников приходят к берегу Матери-Ганги, чтобы, омыв в ее водах тела, очистить души. Главное божество в Харидваре — Ганга — очищает, исцеляет и тело и душу. В это свято верят индуисты. Паломники стекаются на празднование десятками миллионов в переполненных поездах, зафрахтованных самолетах, автобусах, велосипедах, верхом и пешком, чтобы окунуться в священной реке Ганга. В эти дни в Харидваре невозможно снять номера в отелях и гостиницах, хотя девяносто пять процентов прибывших паломников не могут это себе позволить в любом случае. Большинство приезжих устраиваются на улицах, под сенью деревьев или в палаточных лагерях, обустроенных местными властями. На момент проведения праздника Харидвар переполнен садху и браминами (индуистские священники), паломниками и нищими, бизнесменами и политиками, простыми смертными и знаменитостями.

Основным событием праздника Кумбха Мела, этой культурной , служит ритуальное омовение. Индусы свято верят, что окунание в относительно незагрязненной в Харидваре реке очистит их самих и их предков от грехов. Дату купания определяют группы астрологов, которые указывают на самый благоприятный момент начала массового купания. Говорят, что окунувшись в реке Ганга во время Кумбха Мела, верующий индус достигнет мокши , то есть освобождение от вечного цикла рождений и смерти, страданий материального мира. Вода в эти дни превращается в нектар, очищая все грехи человеческой жизни. Считается, что верующий в эти дни может смыть любые грехи.

По преданию, река Ганга текла изначально в небесах по Млечному пути, но легендарный в индуистской мифологии царь Сагары Бхагиратха, желая спасти души своих предков, упросил Вишну спустить Гангу с небес, так как знал — над кем эта река протечет, тому будут прощены все грехи. С тех пор индуисты бросают прах умерших в Священные воды реки. Обряд этот называется . На самом деле, в нем заключен глубокий смысл. Ганга не просто священная река, берущая начало на небе. Согласно индийской мифологии, она объединяет своими водами всю землю, сливая души в космическое единство. Символически Ганга — река жизни, совершающая мировой круговорот. Практически и в духовном смысле — это уникальная река, содержащая такое количество серебра, что она в буквальном смысле дезинфицирует тело от всех накопившихся при жизни грехов.

В ту же глубокую древность уходят корни празднования Кумбха Мела. Ведические предания связывают Праздник Кувшинов с битвой богов-суров и демонов-асуров за кувшин (кумбха) амриты — напитка, делающего богов бессмертными. Считается, что когда божественная птица Гаруда устремилась в небеса, несколько капель амриты упали на землю в четырёх местах, где ныне и проводится праздник Кумбха Мела - в Нашике , Праяге (Аллахабаде) , и Харидваре . Первое описание Кумбха Мела оставил китайский паломник, некий Сюаньцзан, еще в VII столетии.

Харидвар является первым городом, в котором река Ганга окончательно покидает Гималаи и начинает свое долгое путешествие по северной Индии в Бенгальском заливе. Именно поэтому вода здесь довольно прохладная и относительно чистая. Почтение, с которым индийцы относятся к священной Ганге, не имеет себе равных. Индийцы пьют из нее воду, молятся ей, купаются в ней, используют воду для приготовления пищи, стирают белье, хоронят в ней своих мертвых, используют ее как транспортную артерию, воздают ей пожертвования, сбрасывают в нее отходы промышленных и коммунальных предприятий. Купаясь в священных водах реки, индусы очищаются от грехов и получают освобождение от вечного цикла жизни, смерти и возрождения. Только в один, наиболее благоприятный с точки зрения астрологов день, в реке купаются несколько миллионов верующих, а в течение 12 недель (Кумбха Мела длится три месяца) в воду окунаются десятки миллионов индусов.

Достопримечательности Харидвара

Хари Ки Паури гхат — главнейшая священная купальня в Харидваре. Хар-ки-паури буквально переводится «ноги Бога». Существует поверье, что Вишну пролил здесь небесный нектар, и оставил отпечаток от своей ступни. По преданию, этот гхат построен при императоре Викрамадитье, еще 57 году до н.э. Ежевечерне сотни людей собираются здесь на красочную церемонию Арати. Когда сплетённые из трав и наполненные лепестками цветов сосуды с зажжёнными внутри светильниками под многоголосую молитву опускают в воды Матери-Ганги. Это приношение божеству и благодарность за тот свет, что дарится людям в течение всего дня.

Здесь также совершается — незабываемо красивый обряд очищения души и поминовения предков. Обряд выглядит как подношение божеству Ганге различных даров. Некоторые дары обязательны: благовония, цветы,сандаловая паста, пища и огонь. Благовония — элемент воздуха, цветы — элемент пространства, горящий светильник символизирует свет — огонь, пища — воду, сандаловая паста — землю. Осознанно предлагая эти дары, человек соединяет энергию тела и сознания с источником божественного. И таким образом очищается.

Храмы Манса Деви и Чанда Деви

Храм Манса Деви — богини, исполняющей желания,- связывает с городом канатная дорога. С высокого холма, где находится храм, открывается городская панорама. В той же стороне расположен известный университет Гурукул Кангри – центр ведических знаний. В нем студентов обучают в традиционном устном стиле. Напротив Манса Дэви через Харидвар — храм Чанда Деви.

Храм Майядеви

Древнейшим из храмов Харидвара является посвященный Богине-матери храм Майядэви. Согласно индуистской мифологии, Богиня-Мать-Дэви рождает силу всех богов.

А над городом гордо возвышается величественная статуя бога Шивы, покровителя Харидвара.

«Аскеты-воины» Харидвара

Садху являются неотъемлемой частью фестиваля Кумбха Мела. Отказавшись от искушений материального мира в пользу аскетичной жизни, садху стремятся достичь «мокши», то есть освобождение от вечного цикла рождения и смерти, постоянно медитируя и размышляя о бессмертии, неизменности, бесконечности, имманентности и трансцендентной реальности.

Многие садху покинули свои семьи, избавившись от бремени семейных обязанностей. Отсутствие элементарных предметов необходимости является основой их образа жизни. Одни живут общинами в ашрамах, другие в одиночку в пещерах, третьи исповедуют вечное скитание.

Жить на случайные пожертвования часто означает жить в постоянной нищете и голоде. Тем не менее, в современной Индии насчитывается четыре или пять миллионов садху.

Уединенные по своей природе, эти отшельники тысячами приезжают в Харидвар и организовываются в группы, представляющие различные ашкара или секты.

Кумбха Мела служит единственным общественным мероприятием в их отшельническом существовании. Верующие индусы считают их земными посланниками богов за их самопожертвование и отказ от благ материального мира.

Садху принадлежат ко многим различным сектам или орденам. Вступая в секту, ученик-садху должен пройти ритуал инициации, который рассматривается как символическая смерть — и рождение заново.

Он умирает для своей прошлой, суетной жизни, и возрождается для жизни божественной. Видимый символ этого возрождения — бритая голова начинающего, лысая как у младенца.

После инициации любые разговоры или размышления о прежней жизни являются препятствием; они теперь не имеют никакого значения, и возраст отсчитывается с момента нового рождения.


Теперь всецело важна связь с гуру. Он «рассеиватель тьмы», проводник, пронзающий Покров Иллюзии. Гуру это отец, мать и учитель — и ученик почитает своего гуру как инкарнацию бога; он будет угождать ему любым способом, каким сможет (во всяком случае в идеале).

Большинство из сект довольно умеренны в своих практиках, но некоторые могут быть довольно экстремальными, как, например, «безумные святые» агхори. одержимы богом и подражают наиболее темным качествам Шивы.


Больше всех выделяются , которых уважительно зовут «баба» (отец, уважаемый человек), их легко отличить по обнаженному телу и длинным спутанным волосам.

Их глаза налиты кровью от постоянного употребления наркотиков.

Именно нага садху возглавляют церемонию купания в самый благоприятный, определенный астрологами день.

Нага (обнаженные) садху, или «аскеты-воины» — крупная шиваистская секта, существующая с незапамятных времен. Хотя в целом садху можно охарактеризовать как миролюбивых, Нага были чрезвычайно воинственными, сражаясь с соперничающими сектами, мусульманами, а позднее даже с британцами. Они были превосходными бойцами, потому что не боялись смерти.


Секта Нага подразделяется на акхары, то есть «полки», как в армии. Их воинственное прошлое видно из их демонстрации оружия — палок, копий, мечей и особенно трезубцев — но в наши дни это в основном несет символическую функцию. Нага садху представляют первоначальный, идеальный образ садху, как он был создан тысячи лет назад.




Харидвар находится в том же штате Уттараканд, который мы проехали от Найнитала до Ришикеша. Собственно, Харидвар переводится с санскрита, как "Врата Бога", именно здесь Ганг спускается с отрогов Гималаев в Индо-Гангскую долину, и поэтому город в далекой. почти немыслимой древности носил название "Гангадвара", врат Ганга. Харидвар - это один из самых священных городов индуизма, здесь все пронизано религией. Именно сюда упали капли божественного нектара бессмертия, переносимого Гарудой, аватарой Вишну, и поэтому все, кто окунется в Ганг в Харидваре, имеет шанс причаститься к этому нектару. Паломников на гхатах тут много всегда, но в дни фестивалей и праздников тут творится нечто невообразимое. Именно в эти дни мы сюда и приехали.

// sindzidaisya.livejournal.com


Именно так выглядят гхаты в праздники. Сейчас тут (на фото только малая часть набережных) почти миллион человек.

// sindzidaisya.livejournal.com


Отсюда начинается паломничество ко всем остальным святыням Индии. Ардх Магх Мела, во время которой мы были тут, преобразила небольшой город в Вавилонское столпотворение. Вдали, на втором плане за часовой башней хорошо видно, как забиты сотнями тысяч людей гхаты и набережные.

// sindzidaisya.livejournal.com


Колоссальное количество народа спускалось толпами в быстрые и бурные воды Ганга, держась за цепи. Кто-то был почти голый. а некоторые, как этот дядька, окунались прямо в рубахе, штанах и с сумкой.

// sindzidaisya.livejournal.com


Еще один садху под зонтиком и с краской в руках. Лез ко всем и норовил намазать лоб горчицей.

// sindzidaisya.livejournal.com


Мои друзья с народом. Встречали нас всюду так.

// sindzidaisya.livejournal.com


К гхатам над бурными водами Ганга перекинуты многочисленные мосты. Шел дождик, было жарко и душно, и мокро, влажность, наверное, 170%.

// sindzidaisya.livejournal.com


Берега Ганга, подходящие к мостам, все забиты народом, толкущимся на огромных рынках и автостоянках. Все оставляют машины под охраной полицейских и идут к набережным у храмов. Там же продают с лотков пресловутые оранжевые одеяния, колокольчики и прочите атрибуты. Мы тоже себе купили, как и все остальные.

// sindzidaisya.livejournal.com


В центре реки - статуя Богини Ганги.

// sindzidaisya.livejournal.com


Гхаты. Здесь примерно такая картина. Все забито народом. все веселятся, смеются и вообще, все сильно похоже на один большой фан для народа.

// sindzidaisya.livejournal.com


Мы тоже хотели окунуться, но народу очень уж было много. Хотя сама вода, в отличие от Ришикеша, показалась не такой грязной. В принципе, тут она сходит с гор и достаточно чистая.

// sindzidaisya.livejournal.com


Вот еще несколько кадров, сделанные с моста. Оцените масштаб толпы.

// sindzidaisya.livejournal.com


Неудивительно, когда приходят сообщения, что периодически происходят давки и трагедии во время праздников, с жертвами и смертями.

// sindzidaisya.livejournal.com


Тут же появляется полицейский и наводит порядок, но тут с ним люди спорят, не уступая.

// sindzidaisya.livejournal.com


С другой стороны берега стоят многочисленные храмы, святилища, отели, хостелы для гостей и паломников. Там же неплохие кафе и рестораны. Все меню, разумеется, строго вегетарианское.

// sindzidaisya.livejournal.com


Дождь совершенно никого не пугает (нас тоже), его просто не замечаешь под впечатлением от всего происходящего грандиозного действа.

// sindzidaisya.livejournal.com


С мостов над стремниной и с берегов совсем азартные смельчаки прыгают в воду и потом собираются на островки у опор мостов.

// sindzidaisya.livejournal.com


Смотрите, какая стремнина. И люди не боятся прыгать в нее, рискуя быть унесенными потоком.

// sindzidaisya.livejournal.com


Совершенно не представляю, как их будут оттуда вытаскивать.

// sindzidaisya.livejournal.com


// sindzidaisya.livejournal.com


Если присмотреться, люди совершенно счастливы. Все тут очень миролюбиво, никакой агрессии.

// sindzidaisya.livejournal.com


Самое интересное, что за все время пребывания в Харидваре мы не встретили в миллионной толпе ни одного белого европейца. Как нам сказали в кафе, белые боятся появляться в такой народной толпе.

// sindzidaisya.livejournal.com


Не знаю, я бы не решился так прыгать.

// sindzidaisya.livejournal.com


Еще вид на гхаты. Уходить отсюда не хотелось, вид завораживал.

// sindzidaisya.livejournal.com


Надо сюда вернуться. Если вы хотите попасть в Харидвар из Дели, то самый простой путь - по железной дороге. Несколько поездов приходят сюда ежедневно. Время в пути около 6 часов. Также от центрального автовокзала Дели ходит в Харидвар и Ришикеш много комфортабельных автобусов.

Харидвар является одним из древнейших городов планеты и одним из самых почитаемых паломнических мест для индуистов. Буквально в переводе с языка хинди название города звучит как «врата к Богу» (где «хари» - Бог, «двар» - врата). Харидвар входит в семёрку священных городов Индии и является одним из самых посещаемых мест не только паломниками, но и туристами со всего мира. За пределами страны Харидвар, прежде всего, известен своими неимоверными паломническими собраниями индуистов во время празднования Кумбха Мела, которое происходит каждые 12 лет. Так, к примеру, в 2007 году на это фантастическое действо собралось более 70 млн. человек!!! Для сравнения - второе по величине религиозное собрание в знаменитой Мекке собирает «всего» около трёх миллионов мусульман. Помимо самого Харидвара, Кумбха Мела проводится ещё в трёх индийских городах - Праяге-Аллахабаде, Насике и Удджайне.

РАСПОЛОЖЕНИЕ И КРАТКАЯ ИСТОРИЯ
Центр одноимённого административного округа город Харидвар расположен на самом берегу реки Ганги в предгорьях Гималаев на севере индийского штата Уттаракханд. Всего в 24 км от Харидвара располагается ещё один известный среди всех почитателей йоги город - Ришикеш.
История основания Харидвара, который входит в число древнейших городов планеты, тесно связано с легендами и эпосами.
Харидвар расположен в месте, где русло священной реки Ганга спускается с Гималайских вершин на просторы Индо-Гангской равнины. Согласно с древними индийскими преданиями, в этом месте Боги спустили Гангу с небес на землю, дабы приоткрыть всем смертным врата в мир вечности. Само же празднование Кумхи-Мела связано ещё с одним древним преданием, которое повествует о битве богов с демонами за кувшин с нектаром бессмертия. Во время сражения кувшин наклонился и четыре капли этой волшебной жидкости были пролиты на землю - Харидвар одно из этих священных мест. Индуисты свято верят, что в определённый момент, вычисляемый по звёздному календарю, воды Ганги наполняет нектар бессмертия, способный не только подарить крепкое здоровье, избавиться всех земных грехов, но и обрести мокшу - то есть освободиться от непрекращающегося цикла реиркарнации. Процесс омовения в водах Ганги во время длящегося три месяца празднования Кумбхи-Мелы, совершают десятки миллионов индусов, аскетов и отшельников.

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ, ЭКСКУРСИИ И РАЗВЛЕЧЕНИЯ В ХАРИДВАР
Даже если вы не смогли попасть на празднование впечатляющего религиозного праздника Кумбха-Мела, посещение Харидвара обещает быть очень познавательным и интересным. Несмотря на то, что, конечно же, главной достопримечательностью Харидвара является священная Ганга и её многочисленные гхаты (Хар-ки-Пэйри гхат – наиболее священная из них), в самом городе и его окрестностях туристам предлагается посетить множество храмов, ашрамов, мечетей и других древних построек.
Наиболее известные храмы Харидвара - это Чанда Деви и Манса Деви, которые расположены на самой вершине холма. Попасть к этим уникальным памятникам архитектуры возможно лишь по канатной дороге. Со смотровых площадок храмов туристы смогут полюбоваться захватывающими дух восхитительными пейзажами города и окружающей его местности. Рядом с храмами располагается один из самых древних на планете ведических университетов - Гурукул Кангри, а также Храм Анджани, посвящённый матери царя обезьян. Одна из самых древних построек Харидвара - Храм Майядеви (XI век), служащий обителью для трёх почитаемых индуистских божеств: Камакхья, Майя и Кали. Ещё один культовый центр паломничества для индуистов, который мы рекомендуем посетить туристам в Харидваре - Храм Шанти Кундж, внутри которого расположено двадцать четыре изображения Гаятри. Во время прогулок по городу туристам повстречаются десятки ашрамов, красочно разрисованных сценами из «Махабхараты» и «Рамаяны».
Любители шопинга смогут посетить в Харидваре множество колоритных рынков и базаров, сувенирных магазинов и торговых лавок, где в огромном разнообразии представлены разнообразные экзотичные товары, предметы прикладного искусства, жемчуг, золотые и серебряные украшения.
Полюбоваться богатством животного мира и природными красотами гости города смогут в Национальном парке Раджаджи, который располагается всего в 10 км от города. Во время экскурсии по парку вам повстречаются индийские слоны, леопарды, тигры, дикие кабаны, олени и множество других редких животных.

ПОЛЕЗНАЯ ИНФОРМАЦИЯ И СОВЕТЫ ДЛЯ ТУРИСТОВ В ХАРИДВАР
Харидвар является священным городом, который ежегодно принимает миллионы верующих со всех уголков планеты, и туристы должны знать о некоторых особенностях и правилах, которые существуют в городе. В кафе и ресторанах Харидвара кухня исключительно вегетарианская, к тому же здесь запрещено употребление крепких алкогольных напитков. Несмотря на отсутствие мясных блюд, вы сможете вкусно и сытно пообедать экзотическими блюдами южноиндийской и китайской кухни в многочисленных ресторанах города: «Бестек», «Хошияр Пури», «Чотивала» и других. А один из ресторанов - «Непал Ашрам» даже раздаёт ежедневные бесплатные обеды для всех прибывших паломников (в 17.00).
В городе имеется огромное количество гостиниц и отелей различного уровня комфортности, но, не смотря на это, если вы наметили поездку в Харидвар в период проведения Кумбха-Мелы, о бронировании жилья необходимо позаботиться задолго до приезда. Также во время проведения празднования в связи с неимоверным наплывом туристов и паломников необходимо соблюдать определённые меры предосторожности, которые помогут избежать риска стать жертвами мошенников или оказаться в стихийной давке. Наиболее уязвимые места - это узкие мосты и переходы.

КАК ДОБРАТЬСЯ
Харидвар - это один из крупнейших туристических центров Индии, который имеет отличную железнодорожную и автомобильную развязку, соединяющих город с Дели (215 км), Агрой (385 км), Дехрадуном (52 км) и другими крупными городами Индии. На расстоянии в 41 км располагается аэропорт Джолли Грант, совершающий регулярные рейсы внутри страны.
Средняя стоимость проезда на автобусе из Дели в Харидвар - 150 рупий.

Один из семи священных городов Индии, Харидвар олицетворяет собой многообразие индийской цивилизации. Для верующих индусов он служит воротами в обитель богов (в переводе Хари - Бог и двар - ворота). Будучи одним из старейших в мире городов, Харидвар упоминался в древних индуистских писаниях и эпосах. Город издавна был обителью мудрецов, служил центром развития искусства, науки и культуры. Больше всего внимание туристов привлекает празднование Кумбха Мела. Даже в стране, где массовые мероприятия являются обыденным явлением, размах этого религиозного празднества поражает. В нем принимают десятки миллионов паломников со всей Индии. Второе по размаху религиозное собрание в мире - паломничество в священный для всех мусульман город Мекка в Саудовской Аравии - привлекает около трех миллионов человек ежегодно. Сравнительные цифры красноречиво говорят сами за себя.

Харидвар является одним из самых известных центров паломничества в Индии. Верующие индусы со всего мира стекаются в этот священный город, чтобы раз в 12 лет окунуться в священные воды реки Ганга в дни празднования Кумбха Мела, самого крупного собрания людей в мире. В 2010 году этот праздник собрал 50 миллионов паломников. В 2007 году в Аллахабаде, самое крупное религиозное собрание в мире собрало и того больше, свыше 70 млн. Индуистские паломники стекаются на празднование десятками миллионов в переполненных поездах, зафрахтованных самолетах, автобусах, велосипедах, верхом и пешком, чтобы окунуться в священной реке Ганга. В эти дни в Харидваре невозможно снять номера в отелях и гостиницах, хотя девяносто пять процентов прибывших паломников не могут это себе позволить в любом случае. Большинство приезжих устраиваются на улицах, под сенью деревьев или в палаточных лагерях, обустроенных местными властями. На момент проведения праздника Харидвар переполнен садху и браминами (индуистские священники), паломниками и нищими, бизнесменами и политиками, простыми смертными и знаменитостями.

Основным событием Кумбха Мела служит ритуальное омовение. Индусы свято верят, что окунание в относительно незагрязненной в Харидваре реке очистит их самих и их предков от грехов. Дату купания определяют группы астрологов, которые указывают на самый благоприятный момент начала массового купания. Говорят, что окунувшись в реке Ганга во время Кумбха Мела, верующий индус достигнет мокши, то есть освобождение от вечного цикла рождений и смерти, страданий материального мира. Вода в эти дни превращается в нектар, очищая все грехи человеческой жизни. Считается, что верующий в эти дни может смыть любые грехи.

В Харидваре нет величественных храмов, древних крепостей или потрясающих своей роскошью дворцов. Главная достопримечательность здесь – окунание в быстрой и прохладной реке Ганга.

По преданию, легендарный в индуиской мифологии король Бхагиратха перенес Гангу с небес на Землю, дабы избавить от греха и спасти души своих предков. Харидвар является первым городом, в котором река Ганга окончательно покидает Гималаи и начинает свое долгое путешествие по северной Индии в Бенгальском заливе. Именно поэтому вода здесь довольно прохладная и относительно чистая.

Почтение, с которым индийцы относятся к священной Ганге, не имеет себе равных. Индийцы пьют из нее воду, молятся ей, купаются в ней, используют воду для приготовления пищи, стирают белье, хоронят в ней своих мертвых, используют ее как транспортную артерию, воздают ей пожертвования, сбрасывают в нее отходы промышленных и коммунальных предприятий. Купаясь в священных водах реки, индусы очищаются от грехов и получают освобождение от вечного цикла жизни, смерти и возрождения. Только в один, наиболее благоприятный с точки зрения астрологов день, в реке купаются несколько миллионов верующих, а в течение 12 недель (Кумбха Мела длится три месяца) в воду окунаются десятки миллионов индусов. Представьте себе количество смытого рекой Гангой греха!

Главной достопримечательностью Харидвара является гхат Хари Ки Паури. Построенный в первом веке до нашей эры, он служит наиболее святым местом для купания в дни религиозного праздника. Название этого известного гхата в буквальном переводе означает "Нога Господа". Говорят, что след на каменной стене принадлежит богу Вишну. Легенда гласит, что капли амрита (напиток богов) пали из кувшина именно в этом месте, поэтому купание здесь считается наиболее благоприятным. Гхат Хари Ки Паури обозначает место, с которого святая Ганга начинает течь по равнине.

Кумбха Мела своими корнями уходит в индуистскую мифологию, согласно которой боги и демоны боролись за кувшин, (кумбха), содержащий амрита (нектар бессмертия). Когда божественная птица Гаруда устремилась в небеса, несколько каплей амрита упали из кувшина в четырех местах: Аллахабаде, Удджайне, Харидваре и Насике. В память об этом святом событии, Кумбха Мела проводится раз в три года, чередуясь между четырьмя городами, а это значит, что каждый из них принимает фестиваль раз в 12 лет.

Садху

Садху являются неотъемлемой частью фестиваля Кумбха Мела. Отказавшись от искушений материального мира в пользу аскетичной жизни, садху стремятся достичь "мокши", то есть освобождение от вечного цикла рождения и смерти, постоянно медитируя и размышляя о бессмертии, неизменности, бесконечности, имманентности и трансцендентной реальности. Многие садху покинули свои семьи, избавившись от бремени семейных обязанностей. Отсутствие элементарных предметов необходимости является основой их образа жизни. Одни живут общинами в ашрамах, другие в одиночку в пещерах, третьи исповедуют вечное скитание.

Жить на случайные пожертвования часто означает жить в постоянной нищете и голоде. Тем не менее, в современной Индии насчитывается четыре или пять миллионов садху. Уединенные по своей природе, эти отшельники тысячами приезжают в Харидвар и организовываются в группы, представляющие различные ашкара или секты. Кумбха Мела служит единственным общественным мероприятием в их отшельническом существовании. Верующие индусы считают их земными посланниками богов за их самопожертвование и отказ от благ материального мира.

Больше всех выделяются наги садху, их легко отличить по обнаженному телу и длинным спутанным волосам. Их глаза налиты кровью от постоянного курения марихуаны. Именно нага садху возглавляют церемонию купания в самый благоприятный, определенный астрологами день.

Ганга арати

Каждый вечер индусские священники выполняют ритуал Ганга арати. Это самое примечательное и трогательное зрелище в Харидваре, посещаемое тысячами верующих и большинством туристов. Толпы людей собираются на обоих берегах реки Ганга, поют песни, читают молитвы. Священники держат в руках большие чаши огня, в храмах начинают звучать гонги, воздух наполняется звуками песнопений. После церемонии, верующие пускают вниз по реке изготовленные из банановых листьев корзинки-кораблики с цветами, зажженными свечами и благовониями в память о своих умерших предках. Золотистые оттенки светящихся на реке корабликов, отраженных в реке Ганга, являются наиболее феерическим зрелищем.

Харидвар является чисто вегетарианским городом, употребление алкоголя также запрещено. Как и в других священных для индусов городах, в Харидваре много наглых нищих и мошенников. В дни массового паломничества город переполнен посетителями. Скопление людей настолько большое, что безопасность во время таких мероприятий является серьезной проблемой. Наиболее ужасная давка произошла в Харидваре во время празднования Кумбха Мела в 1986 году, когда погибли десятки человек. Мосты через реку являются наиболее уязвимым местом.

В 10 км от Харидвара расположен Национальный парк Раджаджи, привлекающий любителей природы красотой и богатством животного мира. Здесь в дикой природе можно увидеть популяцию слонов, тигров, леопардов, оленей, диких кабанов и медведя- губача. Примерно в 25 киломметрах от города расположен Ришикеш , город йогов и большого количества ашрамов. Здесь можно заказать рафтинг на реке Ганга.

Кумбха Мела в Харидваре - неординарное событие в Индии. Просто побывать здесь, увидеть все происходящее, заряжает положительным эмоциональным зарядом всех присутствующих, независимо от вероисповедания. И так происходит на протяжении тысячелетий.

Харидвар – город на севере Индии, расположенный у подножия Гималаев в штате Уттаракханд . В Харидваре есть что посмотреть и куда сходить, город богат как на архитектурные достопримечательности, так и на духовные. У индусов он считается священным. Главное божество города – Ганга. Массовые купальни – гхаты никогда не пустуют, здесь всегда многолюдно.

Центральный гхат – Харки Паури – яркое и колоритное зрелище. Здесь любопытно побродить и днем, но особенно он притягателен вечером, так как на нем происходит красочная церемония поклонения Ганге – Аарти. Но о ней немножко позже. Другими основными достопримечательностями Харидвара считаются два храма, расположенных на высоких холмах друг напротив друга – Манса Деви (храм Богини Ума) и Чанда Деви (храм Матери Дурги).

В оба эти храма можно попасть, воспользовавшись канатными дорогами или пешком. Вид от них открывается замечательный.

Рядом с центральным гхатом расположен большой рынок,

гуляя по которому как раз можно и дойти до места начала подъема к храму Дурги. Если не сильно жарко я советую подняться пешком – идти всего минут 20-30 не спеша, любуясь открывающимися видами на Гангу. Этот вход выглядит вот так.

Если совсем нет сил, то воспользуйтесь канаткой. Вход на нее расположен несколько дальше по рынку и выглядит вот так.

В храме можно сделать подношение Богине и загадать желание. Необходимые для этого атрибуты продаются рядом со входом.

Рядом с храмом есть небольшая смотровая площадка, где можно и помедитировать, если вы не боитесь обезьян, которых там предостаточно.

Храм Манса Деви находится на холме напротив. И загаданные там желания, говорят, тоже исполняются. Путь назад к гхату пролегает вновь через рынок.

Кстати, на рынке можно купить одежду, сувениры, сакральную атрибутику, аюрведические препараты и сладости.

Самая вкусная штука, на мой взгляд, продается недалеко от гхата, за поворотом и выглядит вот так.

Это теплое уваренное молоко с сахаром. Я пробовала делать ее и сама, дома – процесс длительный, а получилось совсем мало. Но тут уж я оторвалась. Коричневая, кстати, тоже очень вкусная. На рынке конечно же отсутствует проблема с перекусом – еду продают везде. Это яркое зрелище с огнем и колоритным музыкальным сопровождением. В процессе этого действа в реку спускается сотни маленьких «корзиночек» из цветов с зажженной внутри свечкой.

Такое впечатление, что река светится. Все это сопровождается песнопениями в честь Ганги. За просмотр церемонии берется плата. Но это если вы хотите сидеть на ступенях гхата. А если, идя с рынка, зайти с правой стороны – то просмотр для вас будет совершенно бесплатным, правда будете стоять. Чтобы пройти к реке, нужно снять обувь. За сохранность тапочек не переживайте. Заплатите охраняльщику сколько посчитаете нужным, и все. Я, вернувшись за обувкой, обнаружила, что хранитель держит мои тапочки чуть ли не у сердца. А я волновалась! Оказалось – зря.

В Харидваре, конечно, много и других интересных мест, которые можно обнаружить, просто гуляя по улочкам города, если у вас достаточно времени. Я описала здесь только основные, которые непременно нужно посетить.