Что можно нееврею делать для еврея в субботу? Что запрещено евреям Шабат что нельзя делать

На одном дыхании Вс-вышний воскликнул: «Храни и помни Шабат»!

Любить Б-га, проводить время с семьёй, быть в мире с друзьями и с самим собой - это и есть исполнение заповеди «помни» Шабат .

Но эти прекрасные повеления лишь тогда имеют силу, когда выстроены на твёрдом основании. Только в плодородной почве эти идеи, подобно ростку, могут выстоять, укорениться и зацвести.

Таким крепким фундаментом является повеление «хранить» Шабат , как мы учим в Ѓ алахе , еврейском Законе.

Но слово « הֲלָכָה » не переводится, как понятие «закон», ибо происходит от корня « הלך », что означает «ходить», «идти». Ѓ алаха - это «путь к действию», это «руководство». Не холодный список повелений и запретов, но руководство, как жить. Когда одно установление учит глубокой букве Закона, а другое - открывает красоту и изящество еврейской жизни, то Ѓ алаха из сухого указания, или ограничения, или запрета, - превращается в направление, указывающее верный путь. «Храни» в сочетании с красивым «помни» отворяет перед нами не мир ограничений, а мир безграничности с его бездонной глубиной и возможностями самоусовершенствования.

Два изречения, два установления - «храни» и «помни» - были произнесены Создателем на одном дыхании, ибо одно без другого не существует и окутывается пустотой.

Наверняка каждый из нас испытывал чувство любви и слышал хотя бы раз в жизни три магических слова: «Я тебя люблю». Но представьте, если бы эти слова остались всего лишь словами, не подкреплялись бы при этом никакими действиями и никакой заботой о любимом человеке, а все попытки «добиться» настоящей любви - остались тщетными. Разве это была бы настоящая любовь? Слова без дел - мертвы, они навечно остаются только пустыми звуками.

Если же вы желаете показать на самом деле, что Б-г для вас - это ваш Творец и Создатель, то вы должны перестать заниматься делами или работой. В противном случае, эта красивая идея так и останется пустой теорией.

Шабат - это венец творения. Абсолютно всё в нём уже завершено. Я завершён. Ты, мы, они… Шабат - это напоминание нам о полноте завершения творения мироздания. Мы должны помнить об этом, а единственный способ осуществить свое намерение - жить, подражая Творцу.

Когда Б-г говорит: «Шесть дней работай и делай всякие дела свои», Он говорит не только о тех сроках, когда мы должны закончить свою работу в офисе. Он проявляет о нас заботу, подготавливает почву, где мы готовы работать над собой.

Шабат находится там, куда нас должно тянуть: к самопознанию, природе, исключительности, полноте и совершенству. Идеи не находятся вне досягаемости; осознать их и воплотить в жизнь, - это и есть движение в верном русле. Ибо движение и путь - это и есть Закон, Ѓ алаха .

Начнём с азов. Откуда берутся все эти законы Шабата ?

Вспомните эпизод из фильма «Десять заповедей», когда еврейский народ покидает Египет и начинает странствие по пустыне. В какой-то момент Б-г поручает им построить Мишкан . Это переносной Храм, Святилище, в котором, помимо всего прочего, должны храниться скрижали с Десятью Заповедями. Еврейский народ обязуется беречь и носить Мишкан на протяжении всего своего странствования.


Наша традиция гласит, что в концепции Мишкана сокрыта идея Шабата .

Мишкан - это центр присутствия Б-га среди людей. В нём Б-жественная Шхина заполняет весь наш мир. Любая деятельность, используемая в созидании Б-жьего дома, становится как бы частью акта творения.

В Шабат мы стремимся привнести ощущение Б-жественного присутствия в наши дома и окружающий нас мир. Мы запрещаем себе трудиться ради созидания, чтобы показать воочию и подтвердить, что не мы являемся хозяевами нашей жизни , что есть Кто-то, Кто превыше нас самих.

Чтобы узнать, что считается «созиданием» или «творением», мы должны изучить принципы действий и работ, использованных для построения Мишкана . Наша традиция знакомит нас с 39 видами работ.

На эту тему существует множество книг, где подробно описываются все законы Шабата . Они охватывают почти все возможные случаи, которые могут произойти в Шабат, и поясняют нам, что нужно делать в определённых обстоятельствах, а чего делать - нельзя. (Например, такая ситуация: «Картина в рамке падает со стены. Позволяется ли в Шабат вернуть ее на стену или можно перевесить?»)

При этом, существуют общепринятые нормы и установления Закона, разъясняющие все, что можно делать в Шабат , а что делать — нельзя (если только вы не находитесь на необитаемом острове или не плывете на корабле в море).

Приготовление пищи в Шабат


Нам запрещено подвергать воздействию тепла различные вещи, которые в процессе нагревания могут изменить свои первоначальные свойства и качества. Тесто для приготовления хлеба заранее замесили и испекли для Мишкана ; таким образом, и нам нужно воздерживаться от приготовления пищи в Шабат .

Как этого достичь? Здесь речь пойдёт в основном о заблаговременном приготовлении еды с последующим поддержанием и сохранением ее теплой . Для этой цели используются как специальные жаропрочные листы на поверхности кухонной плиты, так и медленноварка. Для того, чтобы вода оставалась горячей, перед Шабатом её следует поместить в специальный термос, приспособленный для хранения тепла. Чтобы верно соблюсти этот важный элемент Шабата , требуется тщательное изучение всех деталей Закона.

Вождение автомобиля в Шабат


Нельзя разжигать или тушить огонь в Шабат . Вождение автомобиля (где применяется искровой электрический заряд) относится к этой категории.

Как этого достичь: Гуляйте! Нет большего наслаждения, чем простая прогулка . Это всеобщее «замедление», жизнь без колес, откроет вам время для размышления, даст возможность оглянуться вокруг, насладиться природой, задышать глубоко. Если бы вы только знали, чего лишали себя прежде, проводя все дни шабата за рулём автомобиля! Автомобиль, безусловно, расширяет кругозор, но сокращает наслаждение жизнью. Сделайте перерыв в стремлении бежать впереди паровоза и получите удовольствие от простого наслаждения жизнью.

Если ваша синагога далеко от вас и дойти до нее - это настоящий пеший поход, вы можете поехать туда на машине в пятницу вечером до наступления Шабата и припарковаться там до его завершения. Вечером в пятницу вы вернётесь домой только пешком. Какое же это удовольствие осуществлять пешие прогулки до синагоги!

Запланируйте посетить друзей и соседей, живущих поблизости, организуйте встречу с ними по дороге в синагогу или днём в Шабат .

Использование денежных средств в Шабат


В Шабат мы не делаем того, что обычно проходит в течение недели. Это может быть шоппинг или что-то другое, потому что деньги - это мукце . Деньги относятся к такого рода финансовым операциям, которые не имеют никакого смысла и цели в Шабат и с которыми нельзя иметь дело. Счета (которые не могут быть оплачены в день шабата ) тоже являются мукце .

Как этого достичь: Отложите все кошельки, сумочки, бумажники, кредитные карточки до наступления Шабата .

Использование телефона в Шабат


Есть определённый запрет на использование в Шабат предметов, связанных с электрическим током, или электронных приспособлений, таких, как телефоны, радио и телевизоры. Здесь мы также видим один из приятных аспектов святого дня. Островок мира, которого мы желаем достичь в Шабат , получится лишь в том случае, когда его наполнит чарующая тишина и покой без постороннего шума.

Как этого достичь: Сообщите заблаговременно родственникам и друзьям о том, что в Шабат вы будете недоступны по телефону. Понимающие люди быстро улавливают суть и создают благоприятную атмосферу для соблюдения Шабата , а потому могут подождать решения своих проблем до окончания этого дня и связаться с вами по телефону вечером. Если вы действительно хотите ощутить настоящую атмосферу Шабата , отключите телефоны, чтобы вас не беспокоили звонки.

Электричество в Шабат


Освещение внутри дома происходит за счёт генерирования электроэнергии, использование которой в Шабат запрещено.

Как этого достичь: Решите для себя, какое освещение вы можете оставить до наступления Шабата . Возможно, вам захочется использовать свет, например, в ванной комнате или в других местах, где освещение особенно важно. (Использование ванной комнаты или туалета посреди ночи часто заканчивается тем, что мы автоматически нажимаем на выключатель!)

Допускается использование таймеров для автоматического включения и выключения света во время Шабата, если их установить заранее.

Туалетная бумага


Те виды предметов, части которых могут быть скреплены, склеены, сшиты, или которые можно легко разорвать, не должны использоваться в Шабат. То, что имеет некую целостную структуру, а впоследствии разрывается или расщепляется с целью использования, определяется как «сделанное». Бумажные полотенца или туалетная бумага относятся к данной категории.

Как этого достичь: Заблаговременно, перед Шабатом, подобрать разрезанную на требуемые части туалетную бумагу или бумажные полотенца или использовать полотенца на тканной основе. Вместо бумажных полотенец, если они предварительно не разделены на части, можно использовать тканевые салфетки.

Поливка растений или сбор цветов в Шабат


Если с началом Шабата завершаются всевозможные дела, то и мы должны вести себя подобно «властелину мира», который, постоянно что-то творя или созидая, наконец-то завершил рабочую неделю, (за исключением случаев, когда нашей жизни или чьей-либо другой угрожает опасность или смерть). Как только начинается Шабат , мы не поливаем растения и не помещаем в воду срезанные цветы.

Как этого достичь: Убедитесь, что цветы уже стоят в воде перед Шабатом, а все растения заранее политы. Если кто-то ненароком вам все же подарил живые, срезанные цветы после наступления святого дня, поблагодарите этого человека и поставьте цветы в вазу без воды. С некоторыми видами цветов ничего не произойдёт во время Шабата , а после завершения субботнего дня долейте в сосуд с цветами воды.

Написание, стирание, разрывание букв в Шабат


Нам запрещено писать, рисовать, стирать и даже разрывать буквы на упаковке в Шабат . Ручки, карандаши, резинки, ластики, фломастеры и т. д. попадают под категорию мукце .

Как этого достичь: Уберите с глаз долой все карандаши, маркеры, ручки и т. д., во избежание их случайного использования. Любые упаковки, крышки от бутылок, которые должны будут использоваться в Шабат , необходимо предварительно приоткрыть или распечатать упаковки полностью, чтобы не повредить буквы случайно.

Важное примечание: когда дело касается человеческой жизни, мы должны сделать всё необходимое для её спасения и сохранения. В Шабат, если ситуация чрезвычайна, можно поехать, чтобы отвезти человека в больницу; также можно позвонить в Шабат, если кому-то срочно потребуется помощь. Законы Шабата можно нарушить во имя сохранения человеческой жизни .

Может ли няня нееврейка нарушать законы варки, готовя еду для ребенка? Например, она добавляет кипяток из бойлера прямо в детскую смесь.

Как правило, детские смеси и каши уже сварены, и, следовательно, речь здесь идет о законе повторной варки. Согласно псаку в Шулхан Арух аРав сухие сваренные продукты можно погружать и растворять даже в нагретой на огне емкости если она снята с огня, - тем более разрешено заливать их кипятком. Этого мнения придерживаются и большинство других пойским. Однако позднее, в Сидуре Алтер Ребе пересмотрел эту позицию и категорически запретил растворять сухие продукты в нагретой на огне емкости или посредством заливания кипятком.

Таким образом, поручать нееврею выполнять это действие, не объяснив, как именно ему это следует делать нельзя, и обязательно необходимо конкретизировать поручение: залить эту кашу именно во втором сосуде.

Также следует сказать, как делать это не нарушая запрета замешивать, т.е. соединять отдельные части в целое. Однако в ситуации, когда каша уже заварена неправильным образом, - ее можно есть, поскольку согласно большинству мнений это разрешено.

Няня все равно продолжает готовить еду ребенку в Шабат запрещенным образом, что делать?

Вы должны сообщить ей, что Вы не хотите, чтобы она так делала. Если подобные увещевания не помогают – Вы обязаны ее уволить.

Каким образом можно намекнуть в Шабат нееврею о необходимости включить свет?

Сначала несколько вводных понятий. Если нееврей сделал для еврея что-то что запрещенное Торой, результатами этого нельзя пользоваться в Шабат всем евреям. Если он нарушил для евреев запрет мудрецов, результатами его действия запрещено пользоваться в течение Шабата только тем людям, для которых он это сделал. А именно, хозяину дома, всем его домочадцам и гостям семьи.

Однако есть огромная разница: зажег ли нееврей для вас свет или потушил его: если нееврей выключил свет - он не создал ничего нового, просто он убрал существовавшую помеху. На языке Талмуда это называется «прогнал льва». В таком случае пользоваться косвенными результатами действия нееврея, приведших к отсутствию помехи - разрешено.

Можно ли как-то намекнуть о выключении света? Ґалаха в общем виде такова: если это нееврей не ваш работник, то просить его или приказывать ему напрямую сделать что-нибудь запрещенное нельзя. И не важно делаете ли Вы это голосом или призываете его к действию жестами. Нельзя, также высказывать приказ или просьбу завуалировано, например сказав: «хорошо бы, чтобы кто-то выключил свет». Но если вы излагаете проблему без всякого призыва к действию («кажется, дождь начинается»; «очень трудно спать со светом» и т.п.), то инициатива действовать в таком случае всецело принадлежит нееврею – «он сообразил сам». Нееврей делает нужное нам по собственной инициативе, хотя однозначно его подвели к пониманию необходимости этого действия.

Если же речь идет о нееврее, который работает на вас за повременную зарплату, то любой намек, даже очень тонкий («жаль, что в прошлую субботу ты не выключил свет в детской»), запрещен. Для нашего наемного работника любой намек считается призывом к действию, и сказать ему о неудобстве никак нельзя. Нельзя об этом говорить ему и заранее, до субботы.

Исключение составляет тот случай, если включенный свет доставляет ребенку, а не родителю, сильный дискомфорт и страдания. Объективные, серьезные нужды ребенка приравниваются к нуждам больного взрослого человека, и ради облегчения этих страданий можно просить нееврея напрямую выключить свет. Изначально все же мы не должны планировать такие ситуации. Нельзя оставить свет включенным с тем, чтобы потом просить выключить его нееврея.

В отличии от всего сказанного, если нееврей зажег, а не потушил, для вас свет, - вне зависимости от ваших слов, действий или другой инициативы, в течение всей субботы запрещено пользоваться этим светом.

Исключение составляет случай, если нееврей в Шабат случайно выключил свет и сразу же включил его. По какой причине, для кого он это сделал? В принципе – для вас, для вашего пользования. Но он исправляет свою ошибку, и этого достаточно, как пишет Мишна Брура, чтобы считать, что он делает это для своей выгоды, поэтому можно разрешить пользоваться этим светом.

В каких случаях можно договориться с неевреем до начала Субботы?

Можно договориться, если это делается для исполнения заповеди (цорех мицва). Например, если мы входим в подъезд или выходим из него для того, чтобы принять участие в трапезе или успеть на молитву. В этом случае можно даже говорить нееврею напрямую: «Открой, пожалуйста, мне дверь», т.е. можно просить нарушить запрет мудрецов. Алтер Ребе считает, что попросить нееврея в Шабат принести пиво на трапезу, это тоже для исполнения заповеди (дать деньги, конечно, здесь нельзя). Но не фрукты, например. К этому же приравнивается купить для больного лекарство.

Няня занималась с детьми при свете, а перед уходом спрашивает, выключить ли его. Что можно на это ответить, если свет не нужен?

Любой ответ типа «нам плохо со светом» или «нам нельзя выключать самим» в отношении няни является намеком. Поэтому надо совсем уйти от ответа или сказать «делайте, как хотите».

Может ли няня нееврейка вынести мусор в Шабат?

Как уже говорилось, если это няня, которой вы платите повременно (по часам, дням или неделям), то она может вынести мусор только по собственной инициативе. Никакой намек, даже путем изложения фактов в этом случае не допустим. Не существенно, где оставлен мусор – на лестничной площадке или внутри квартиры. Если его нельзя выносить Вам – нельзя просить или намекать об этом и ей.

Может ли няня нееврейка заплетать ребенку косы в Шабат?

Безусловно, не может, потому что она делает это ради еврея. Даже если она делает это исключительно по собственной инициативе, еврейский ребенок так или иначе будет пользоваться результатом ее труда. Поэтому, надо объяснить няне, что так делать нельзя.

Говорят, что до Шабата можно сказать нееврею: «В субботу я, возможно, буду намекать на что-то, и вы должны понимать эти намеки».

Это только ухудшает ситуацию. Тогда это не намек, а условный знак. А знаки нельзя давать так же, как и указания к действию.

Хотите получать рассылку прямо на электронную почту?

Подпишитесь, и мы будем присылать Вам самые интересные статьи каждую неделю!

Пятница в Израиле отличается от всех остальных пятниц в мире, потому что в этот день с заходом солнца неминуемо приходит Шаббат: на улицах становится тихо и пустынно до следующего захода солнца. По факту всё в Израиле вымирает с 15 часов пятницы и до 19 часов субботы. А субботнее утро – самое тихое время: нет людей и машин и кажется, что даже воздух замирает… Почему евреи так строго относятся к празднику, что даже для включения света в доме нанимают арабов? А главное – как это отражается на туристах? Специальный корреспондент HL проверила на себе.

Никакого творчества!

Шаббат – одна из 10 главных заповедей, полученных Моисеем. Бог создавал мир шесть дней, а седьмой решил оставить для отдыха, и священная книга Тора предписывает воздержаться от работы. Что нельзя делать в Шаббат? Почему иудеям нельзя включить радио или написать письмо, зажечь свет или сесть в автомобиль, сорвать с дерева плод или сфотографировать товарища? Ведь эти действия не требуют никаких усилий и даже делают отдых более приятным. А в то же время разрешено до изнеможения гулять, двигать мебель и поднимать толстенные книги.

Оказывается,запрещены не усилия как таковые, а только творческий труд – создание новых предметов и изменение существующих: приготовление еды, включение телевизора, вызов лифта и т. д. А нетворческая деятельность, не меняющая окружающего мира, – изучение Торы или научных книг (результат от изучения, которых полезен и для субботы), прогулки пешком, пение без аккомпанемента и т. д. – в Шаббат разрешена.

Главное правило для туристов в Израиле: всегда помнить о Шаббате! А то Шаббат будет твоим планам. В некоторых городах Израиля даже висят специальные придорожные электронные вывески, отсчитывающие время до начала священной субботы.

1. Что нужно знать туристам о работе транспорта во время Шаббата

В Шаббат от слова «совсем» не работает общественный транспорт: поезда, автобусы, маршрутки. Прилет в пятницу вечером означает, что из аэропорта вам придется добираться на такси, которое будет стоить на 30 % выше обычной стоимости.


Я решила встретить Пасху в Иерусалиме, и поскольку она попадала на пятницу, самым разумным было выезжать из Тель-Авива с утра – до прекращения движения транспорта. За неделю до поездки в графике движения поездов по маршруту Тель-Авив – Иерусалим было пять составов до наступления Шаббата. Накануне вечером – в четверг, уточняя время прибытия моего поезда, я покрылась холодным потом: поезда исчезли! Ни с утра, ни ночью их нет. Нет даже автобусов и вообще междугороднего сообщения. Шаббат пришелся на Пасху, и Израиль решил продлить отдых и не заморачиваться работой в пятницу до обеда, а отменил на весь день движение всего транспорта. Шаббат моим планам! И только таксисты за цену, как до Парижа и обратно, были готовы подбросить меня в соседний город. Но выход был найден! Я пришла на автовокзал в Тель-Авиве и нашла мусульманина – водителя маршрутки. И он, не морщась, довез меня по стандартной цене – 30 шекелей.

2. Что нужно знать туристам о работе отелей

В Шаббат религиозным евреям запрещено включать электричество – освещение, телевизор – и даже заводить автомобиль. Поэтому туристу в Израиле не приходится удивляться специальным лифтам в некоторых отелях, которые не требуют нажатия кнопок. Они ездят автоматически между этажами, останавливаясь на каждом. Ими бессмысленно пытаться управлять вручную! Некоторые другие многоэтажные отели поступают еще проще – они в субботу выключают лифт совсем.


Был смешной случай: я подошла к кабинке, у которой уже собралось несколько человек. Мы долго стояли в ожидании. И вдруг я обратила внимание, что кнопка-то не нажата. Когда, недоумевая, почему эти люди просто стоят у невызванного лифта, я ее нажала, все они вздохнули с облегчением и заулыбались. Как выяснилось позже, верующим иудеям в субботу нельзя даже намекать постороннему, чтобы он сделал что-то запрещенное для них в Шаббат.

Иногда в коридорах и холлах отелей выключают электрическое освещение и зажигают свечи. Зажигание свечей – одна из важных традиций субботы в Израиле. Бессмысленно просить верующего иудея включить свет или вообще какой-то электрический прибор, сделать чашечку кофе или сэндвич, выстирать или погладить одежду. Но не беспокойтесь! Во всех отелях Израиля есть специально обученные люди для работы в субботу, чтобы все сервисы для обычных туристов были доступны. Разве что придется пройтись пешком до своего этажа и немного попоститься, уткнувшись в закрытые двери ресторана отеля.

3. Как не умереть с голоду в Шаббат

В Шаббат нельзя готовить горячую еду, даже подогревать ее. И чтобы насладиться хорошим, вкусным и главное – горячим обедом, еврею нужно приготовить его до наступления Шаббата и держать в горячем состоянии до обеда субботы. Впрочем, некоторые национальные блюда от долгого стояния в тепле становятся только вкуснее.


Из-за того что в Шаббат нельзя готовить, с вечера пятницы по вечер субботы подавляющее большинство кафе, ресторанов и закусочных в Израиле закрыто. Это правило действует строго для кошерных заведений. Если ресторан обещает кошерную еду в субботу – строго говоря, это не кошерный ресторан. На помощь туристам придут друзья-мусульмане, которые кормят всех семь дней в неделю. Таких заведений не так много в Израиле, но они не дадут вам лечь спать на голодный желудок.

4. Что еще недоступно туристам в Шаббат

Около 70 % магазинов закрываются в Шаббат. Если один день без шопинга можно пережить, то без еды это будет сделать некомфортно. Запаситесь на один день тем, что вас избавит от беготни по городу в поисках открытых торговых точек, – сэкономите массу времени. Мусульмане и другие национальности, не придерживающиеся субботы, с удовольствием продадут вам то, что нужно.

Многие достопримечательности тоже закрыты, но тут нет каких-то правил. К примеру, Стена Плача в Шаббат открыта и площадь около нее переполнена.

Все экстренные службы: полиция, пожарная, скорая и медицинские учреждения в субботу работают в специальном режиме. Тут евреи руководствуются заповедью – ради спасения жизни человека все остальные заповеди отменяются.


В целом турист в Шаббат может жить своей обычной жизнью, если ему это удастся: пляжи открыты, улицы пусты, небольшая часть сервисов и развлечений доступна. Евреи очень демократичны и понимают, что не соблюдающие субботу ничего им не должны, при условии, что вы проявите немного уважения.


От замечаний и косых взглядов в субботу вы сможете уберечься, если не будете:
● жарить шашлыки прямо на улице
● открыто распивать спиртные напитки
● заезжать на автомобиле в ортодоксальные районы (могут и камнями закидать)
● не пользоваться мобильными в святых местах. В храмах и у Стены Плача требуется соблюдение законов Торы и от туристов. Так, если вы захотите написать смс, стоя у Стены Плача, то тут же получите строгий выговор и даже можете быть выдворены
● играть во всеуслышание на музыкальных инструментах или в футбол

Ну, а если религиозный еврей и вызовет полицию на запах вашего шашлыка, то вы отделаетесь замечанием. Все нормы и законы поведения в Израиле ровно такие же, как и в любой другой цивилизованной стране. А если вы и нарушите по незнанию какое-то правило, то еврей вам вежливо объяснит, как сделать кошерно.

Как-то я купила гамбургер и решила съесть его в кофейне, заказав восхитительное капучино. Хозяин заведения лично подошел и объяснил, что готов сам перенести мою чашку куда угодно, лишь бы я не ела мясо с молоком в его заведении. И ему пришлось прогуляться.


Шаббат ушел, но он всегда возвращается. Евреи говорят, что «Мирная суббота» – это величественный праздник, которым может гордиться Израиль. «Больше, чем евреи хранили субботу, суббота хранила евреев». Ну, а туристу как минимум нужно помнить о Шаббате, когда он планирует свою поездку в Израиль. Иначе путешествие может получиться очень неожиданным.

На вопрос Шабат. Скажите, что нельзя евреям делать в субботу? заданный автором Броситься лучший ответ это Запрещенные работы
См. также: Шабесгой
Существует тридцать девять видов (запрещенных в субботу) работ. Это:
01. Зореа (посадка растений) .
02. Хореш (пахота)
03. Коцер (жатва) .
04. Меамер (связывание снопов) .
05. Даш (молотьба) .
06. Зоре (отделение зерен от остатков соломы, что в русском языке называется - «веять») .
07. Борер (сортировка) .
08. Тохен (помол зерновых) .
09. Мэракед (отделение зерен от примесей - мелких камешков, семян других растений и т. п.) .
10. Лаш (замешивание теста) .
11. Офе (выпечка хлебных изделий) .
Эти одиннадцать пунктов, как видим, представляют собой основные виды работ, включенных в процесс изготовления хлеба «лэхем апаним» (по-мнению Иерусалимского Талмуда) или же для изготовления красителей, которые изготовляли для окрашивания покрытий Мишкана. Следующие одиннадцать пунктов «описывают» процесс производства материала, покрывающего мишкан.
12. Гозез (стрижка овечьей шерсти) .
13. Мелабен (отбеливание шерсти) .
14. Менапец (вычесывание шерсти) .
15. Цовеа (окрашивание шерсти) .
16. Тове (изготовление пряжи из шерсти или льна) .
17. Мейсех (натягивание нитей на ткацкий станок) .
18. Осе штей батей нирин (устанавливать на ткацком станке продольные параллельные нити для основы ткани) .
19. Орег (ткать) .
20. Поцеах (распускать ткань) .
21. Кошер (завязывание узлов; слово не связано с понятиями, обозначающими кошерность пищи) .
22. Матир (развязывание узлов) .
23. Тофер (шитье) .
24. Кореа аль мнат литфор (разрыв материала, с тем, чтобы потом сшить) .
Следующие семь пунктов дают названия основных видов работ, составляющих подготовительный процесс для изготовления изделий из кожи, также служащих для покрова Мишкана.
25. Цад (охотиться) .
26. Шохет (забивать скот) .
27. Мафшит (свежевать туши) .
28. Меабед (обработка, дубление кожи) .
29. Мемахек (разглаживание кожи) .
30. Месартет (раскроить)
31 Мехатех (разрезание кожи на куски по выкройке) .
В следующей группе, работы необходимые для постройки самого Мишкана, а также приготовления красителей для покрытий Мишкана и переноса частей Мишкана во время странствий евреев по пустыне.
32. Котев штей отийот (написание двух букв) .
33. Мохек аль мнат лихтов штей отийот (стирание двух букв, с тем чтобы написать их заново) .
34. Боне (строительство) .
35. Сотер (разрушение построенного) .
36. Мехабе (тушение огня) .
37. Мавъир (разжигание огня) .
38. Маке бэ-патиш (нанесение заключительного удара молотком, (любое действие, приводящее предмет в состояние готовности, например; настраивание муз. инструментов, вставить новые шнурки в обувь, разрывание туалетной бумаги по линии перфорации и др.)) .
39. һа-моци мирешут лерешут (перенесение объектов из частного владения в общественное) .
Источник:

Ответ от 22 ответа [гуру]

Привет! Вот подборка тем с ответами на Ваш вопрос: Шабат. Скажите, что нельзя евреям делать в субботу?

Ответ от Водолей [гуру]
Зажигать огонь.


Ответ от Приспособляемость [гуру]
а почему ви уже спрашиваете? О_о


Ответ от Невропатолог [гуру]
Ничего нельзя делать. Реки и те не текут.


Ответ от Жень [гуру]
Нельзя отрицать Мессию Иисуса Христа. Принять Его нужно им и Его учение и благодать и тогда не придется трястись, чтобы случайно нажать кнопку в лифте...


Ответ от David сергий [гуру]
нарушать покой Божий...


К абалат Шабат (буквально «прием субботы») означает встречу Субботы в пятницу вечером. Это делает вечер пятницы особенным для евреев – в особенности для еврейских семей. Совместная семейная трапеза в пятницу — это обязанность каждого, не терпящая никаких оправданий. Даже для многих светских евреев, которые долгое время не соблюдали никаких Божьих постановлений – собираться дома в Шаббат является событием величайшей важности. Это стало неотъемлемой частью еврейской культуры. Данная статья является обзором традиций и причин важности Шаббата, а также того влияния, которое он оказывает на все еврейское сообщество.

Во-первых – почему Шаббат начинается в пятницу вечером? Сама идея Шаббата впервые появляется в истории сотворения, при описании движения времени суток: «и был вечер, и было утро: день шестой». И дальше все дни описаны таким же образом, начиная с вечера. Так что, с появлением первых трех звезд на небосводе начинается Шаббат.

Традиции Шаббата

Не все семьи следуют всем этим традициям, но зажигание двух свечей и вкушение хлеба и вина является наиболее распространенной частью семейной трапезы.

1) Хозяйка дома зажигает две свечи и произносит благословение на Шаббат – таким образом представляя два упоминания десяти заповедей в Торе, которые включают в себя два постановления о Шаббате – помнить его и соблюдать.

2) Отец возлагает руки на головы каждого из своих детей и благословляет их – самая трогательная часть традиционного еврейского Шаббата, которая помогает родителям выразить и подтвердить любовь к своим детям в это особенное семейное время.

3) Семья сидит вместе за столом и глава семьи произносит «кидуш» над чашей вина. Это благословение и освящение Шаббата: «Благословен Ты, Господь, Царь вселенной, сотворивший плод виноградной лозы» . Чаша «кидуш» является напоминанием о двух различных причинах хранить Шаббат, одна – чтоб следовать Божественной модели сотворения мира за семь дней, и другая — помнить, что они были избавлены от рабства. «Кидуш» отмечает сотворение, а также чудесный исход из Египта.

4) Две булки хлеба — «халы» — традиционно преломляются с благословением: «Благословен Ты, Господь, Царь вселенной, произрастивший хлеб от земли» . Хлеб разламывается, обмакивается в соль и передается каждому члену семьи. Две булки подаются в память о двойной порции манны, которая давалась израильтянам каждую пятницу, чтоб они не собирали манну в Шаббат. Соль всегда на столе в память об отсутствии Храма, — и стол подобен алтарю в Храме, ведь на алтаре всегда была соль на жертвах.

5) Иногда поются песни или благословения, в зависимости от того, насколько традиционна семья — либо о самом Шаббате, либо по псалмам или 31 главе книги Притчей (о благочестивой жене), как похвала жене.

6) В конце трапезы часто произносится благодарение за пищу, вместе со специальным благословением для каждого вида пищи, в центре которых всегда два компонента – хлеб и вино.

Ничего не напоминает?

Как вы уже могли заметить, многие аспекты еврейского Шаббата полны мессианского значения! В частности, когда мы читаем в Послании Евреям, что Иешуа Сам является нашим покоем, и «вхождение в покой» — это путь переживания новой свободы спасения, которую мы имеем в Нем. Когда мы размышляем о том, что история Исхода повествует о выходе евреев из рабства, через избавление благодаря крови и пресному хлебу, в завет с Богом, и потом в обетованную землю, — как удивительно отмечать в традициях Шаббата параллели с грядущим спасением Мессии! Чаша «кидуш», символизирующая кровь избавления, и преломленный хлеб спасения и обеспечения, принимаемые нами до «вхождения в покой» Шаббата. Разве это не прекрасно?

«Более чем евреи хранили Шаббат, Шаббат хранил евреев»

Я люблю традиции, которые помогают почтить каждого члена семьи, а особенно тех, которые иногда не получают столько же уважения, как другие. Традиции Шаббата помогли еврейским семьям выстоять в самые тяжелые времена, во времена испытаний и преследований, на протяжении двух тысяч лет изгнания.

В то время как многие другие народы, будучи угнетаемы, жестоко мучимы и рассеяны, распались и были уничтожены этими страданиями, еврейский народ, каким-то образом, придерживаясь их Богом установленной культуры, сохранился. На самом деле, хорошо было сказано: «Больше чем евреи хранили Шаббат, Шаббат хранил евреев.”

Возлюбив Дарителя больше, чем дар

Но, к большому сожалению, со временем, восхваление Шаббата достигло богоподобного статуса. В средние века, когда христианское преследование еврейского народа было особенно жестоким, песня с названием «Леха Доди» (приди, мой возлюбленный) была написана о Шаббате будто в ожидании прихода «Царицы Субботы», и слова из Песни Песней Соломона произносились в отношении самого Шаббата. Песнь Песней рассматривается как аналогия любви Бога и Его народа, а не народа Божьего и Шаббата. Шаббат – это святой и драгоценный дар, но он не может заменить Самого Бога, и все почтение следует воздавать Творцу, а не Его дарам.

Конечно, всем людям свойственна тенденция любить (более видимые) дары вместо Того, кто дал их, но это идолопоклонство. Задумайтесь на минутку о своей жизни, и вспомните те моменты, когда вы поступаете так же. Каждый из нас участвует в этой битве по сохранению Бога в центре нашей любви и хвалы, но когда Бог не на первом месте, все идет не так. Мы упускаем самое лучшее.

Подписывайтесь:

Бог, по милости Своей, сохранил еврейский народ сильным, единым и культурно слитным на протяжении столетий не иначе как чудесным способом. Следование Его мудро данным законам и заповедям, таким, как соблюдение Шаббата, во многих отношениях сделало возможным их сохранение. Но давайте молиться, чтобы народ Израиля вновь был наполнен жаждой по Тому, Кто дал заповеди, и не удовлетворялся самими заповедями. Давайте молиться за пробуждение Его народа – за жизнь из мертвых! Молитесь вместе с нами в этот Шаббат за еврейский народ по всему миру, за откровение и спасение, и чтобы они по-настоящему «вошли в Его покой». Аминь.

Исход 20 и Второзаконие 5
http://www.chabad.org/library/article_cdo/aid/261818/jewish/A-Brief-History-of-Shabbat.htm