Фонтаны и боскеты. Версаль. Боскеты в садах Версаля. Боскет "Менажерейный пруд"

Массивы, имеющие свободные очертания, - принадлежность ландшафтных (пейзажных) парков. Классификация массивов предельна проста. Они бывают естественными и искусственными, рукотворными. Как правило, создают их методом рубок и посадок. В одном месте рубят, в другом - сажают.

Боскеты по определению - искусственно созданные участки деревьев. Боскеты строгой геометрической формы встречаются в парках регулярных. Независимо от формы, боскеты делятся - на "рощи" и "кабинеты" .

  • Боскет типа "роща" - территория, ограниченная дорожками регулярного парка, занята насаждениями. Как правило, это деревья первой величины, принадлежащие к одному виду: березы, липы, дубы, сосны.
  • В боскете типа "кабинет" деревья растут по периметру участка, ограниченного дорожками, которые пересекаются под прямыми углами. Высаживают их очень плотно, в один или несколько рядов. В результате получаются зеленые стены - шпалеры - из стриженых деревьев (липа , бук, граб) или кустарника (боярышник и пр.). Пространство внутри этих стен и есть кабинет.

Со стороны и "роща", и "кабинет" выглядят одинаково. Только углубившись в "рощу", вы обнаружите - рощу. А войдя в "кабинет" (в шпалерах делают один или несколько узких проходов), увидите все, что угодно: место для уединенного отдыха, зеленый театр, танцплощадку, плантацию ягод или лекарственных трав, летнее кафе.

Разумеется, на небольших частных территориях называть лесные насаждения боскетами или массивами можно лишь условно: размах не тот. Поэтому нелишне напомнить золотое правило ландшафтного дизайна: все должно быть соразмерно и сомасштабно. На маленьком участке и скромная компания деревьев будет изображать роль лесного массива.

Боскеты с массивами могут играть массу ролей, например:

  • Красавцы. Думаем, данное утверждение в лишних доказательствах не нуждается. Красоту леса не воспел лишь ленивый.
  • Труженики. Плодовый сад - это тоже массив.
  • Стены. Они защищают от шума и пыли.
  • Крыши. Они создают тень .
  • Легкие. Они дают кислород.
  • Занавес. Лесной массив может создавать необходимую паузу в восприятии паркового ландшафта. Когда один великолепный вид сменяет другой, зритель может устать. Даже в самой гениальной пьесе нужен антракт. Очутившись после открытого пространства в лесном массиве, можно дать себе необходимую передышку. Внимание переключается с так называемых дальних видов на ближние. Зритель любуется травой, корой деревьев, игрой солнечных бликов на земле…

Помимо массивов и боскетов в парках могут встречаться древесные группы и куртины. Это участки насаждений площадью до 1 га, ограниченные открытым пространством. Куртины считаются переходным элементом между массивом и более четко выраженной древесной группой.

Видов и форм древесно-кустарниковых насаждений много, они даже более разнообразны, благодаря этому в парках и садах существуют закрытое, полуоткрытое и открытое пространства.

Рассмотрим основные элементы оформления древесно-кустарниковых насаждений, пройдя от полутени «зеленого кабинета» через лабиринт к солнечным партерам: кустарниковым арабескам и сплетениям топиари.

Этим разнообразием обеспечивается возможность организации всех форм досуга от уединения, тихого и спокойного отдыха и любования/наслаждения красотой уникальных пейзажей, созданных руками искусных мастеров по проектам замечательных ландшафтных архитекторов и дизайнеров прошлого и настоящего времени до активных игр, пеших или вело прогулок по аллеям и дорожкам парка или сада.

Все древесно-кустарниковые насаждения, как и травянистые, делятся на две группы элементов ландшафтной архитектуры: ленточно-площадные и единично-групповые. Ленточно-площадные элементы более широко распространены, поэтому начнем с них.

К площадным древесным и кустарниковым насаждениям относятся рощи, массивы, моносады и боскеты.

К нестриженным древесно-кустарниковым насаждениям, формирующим закрытое пространство парка, относятся рощи.
Под рощей понимается значительный участок территории парка занятый посадками деревьев преимущественно одного вида. Рощи обычно соразмерны площади парка и являются основными элементами его закрытого пространства. В практике эксплуатации их названия принято сокращать, например, березовая роща - березняк. Соответственно по аналогии: липняк, сосняк, ельник, дубрава, осинник - по доминирующему виду деревьев.
Приводить фото примеры рощ не буду, поскольку отличить липу от дуба или осины могу даже я.

Располагаясь в периферийной и окраинной частях парка, они оказывают определяющее влияние на объемно-пространственную структуру парка в целом.
Это связано с тем, что вокруг них располагаются опушки, внутри рощ встречаются участки водоемов, поляны или лужайки. Связанные между собой парковыми дорожками и аллеями - рощи представляют собой сочетание ряда уникальных пейзажных композиций. Их краткая характеристика также необходима, но описание пейзажных композиций самый сложный раздел, к которому мы вернемся в конце нашего ликбеза.

Второе место по размеру площади видами древесно-кустарниковых композиций занимают массивы и боскеты. Они относятся к элементам парка образующим полуоткрытое пространство парка - переход от закрытого к открытому пространству.

Массив или рощица - достаточно крупная форма насаждений, используемая в пейзажных парках. Функционально массив представляет собой переход между открытым и закрытым типом насаждений. Обычно массив состоит из не стриженных, свободно растущих деревьев и кустарников, лиственных или лиственно-хвойных видов или пород, что придает таким композициям особую выразительность и красоту.

Слева - массив из лиственных деревьев, высаженных по обеим сторонам вдоль канала, пейзажные мотивы регулярного парка, парк Шантийи, Франция
Справа - массив из хвойно-лиственных деревьев и кустарников, Нижний парк, Большой Виндзор, Англия

Иногда растения в массиве (или даже роще) высаживаются в шахматном порядке, об этом способе посадки поговорим подробнее в следующий раз.

Опушка - насаждение, являющееся важным элементом садово-парковой композиции или ансамбля. Опушки окаймляют рощи, массивы, куртины и другие крупные древесно-кустарниковые группы по периметру. Цель - создать колористический эффект, уничтожения «границы» или разрыва между двумя разными пространствами. Именно опушка обеспечивает плавный переход от закрытого пространства к открытому, и наоборот, например, от лужайки или поляны к рощице. Это требует тщательного подбора и сочетания пород.

опушка в парке Шантийи опушка Царицынском пейзажном парке

Небольшие, древесные и кустарниковые моносады, как составная часть парков, встречаются довольно часто, но обычно их съемке и характеристике уделяют мало внимания. Возможно потому, что плодовые растения, которые высаживают в парках, относятся к непривитым, традиция любования цветением не получила распространения в нашей стране.

К числу наиболее распространенных кустарниковых моносадов относятся розарии (кустарниковые сорта роз), сирингарии (кустарниковые виды syringe - сирени) и вересковые сады.
Слева - сиреневая роща (сирингарий) в Диканьке, Полтавская область, Украина; справа - Вересковый сад, Ботанический сад Уизли, графство Суррей, южная Англия

Видов моносадов огромное множество, только представьте себе, сколько видов плодово-ягодных деревьев и кустарников существует. И большинство из них используется в виде насаждений в парках разных стран мира.

Боскет - также довольно крупная геометрическая форма насаждений, используемая в регулярных парках. Функционально боскет также представляет собой переход между открытым и закрытым типом насаждений, но это более сложное образование. В историческом прошлом боскеты играли большую роль в структуре регулярных парков, но сейчас их место часто отдают массивам, они более живописны.

Различают несколько типов боскетов:

«Зеленая рощица», где хвойные или лиственные, стриженые деревья высажены несколькими ровными рядами (римляне предпочитали пять рядов) обычно в форме квадрата или прямоугольника - чисто площадная форма насаждений. Этот тип боскетов встречается редко.


«зеленая рощица» - лиственный боскет с кронами в виде шаров (или то, что от него сохранилось)
в Екатерининском парке Царского Села, окрестности Санкт-Петербурга

«зеленая рощица» - лиственный боскет с кронами в виде цилиндров
(справа, за первым ответвлением водного партера), Версаль, Франция

«Зеленый зал» или «зеленый кабинет» или «зеленый театр». Отличаются они друг от друга по размеру внутреннего пространства, в «залах» оно больше, а сцена «зеленого театра» - самая большая. Стриженые растения высажены по периметру территории, обычно в два ряда. Внутреннее пространство «зала» или «кабинета» используется как место отдыха или уединения, а «театра» как сцена для спектакля. Эти формы сложны, т.к. ряды деревьев образуют контур стен здания без крыши на территории регулярного парка. Такие элементы оформления парков в настоящее время тоже большая редкость. Я не нашла в сети примеров, хотя видела воочию «зеленые кабинеты или залы», но не помню точно какие и где (в каком парке) во Франции и Германии. Поэтому использую примеры из учебных пособий, предлагаемых в сети. Как всегда, друзья, надеюсь, на вашу помощь и не сомневаюсь, вы разыщете такие парки и покажете всем нам замечательные примеры «зеленых кабинетов, залов и театров».


«зеленый кабинет»

«зеленый зал», который в традициях античности окружен зеленой аркадой


«зеленый театр», где на фоне зеленых театральных кулис исполняется какая-то античная пьеса,
актеров, по всем правилам жанра, трое

Для оформления любых боскетов широко используется геометрическая фигурная стрижка. Кронам придается форма параллелепипедов, шаров, кубов, пирамид (последняя форма чаще используется для хвойных растений).

К ленточным элементам оформления древесно-кустарниковых насаждений относятся:

«Зеленая стена» - обрамление партеров, аллей, лестниц или очень больших площадей; создается из очень близко посаженных высоких растений (высотой обычно около 2 м), стриженых с двух сторон под плоскую поверхность стены. Опорой растениям могут служить шпалера - деревянная или металлическая решетка, или натянутая в несколько рядов проволока, прикрепленная к столбам.

Стриженные, лиственные или хвойные деревья высаживались в один-два ряда, обрамляя боковые края партеров. Таким образом, идея короля Людовика XIV: «партер - зал дворца» распространялась на огромную территорию.
Современный парк Версаль бережно хранит фантазии «Короля-Солнца», и тот факт, что сейчас растения выставляют в «кадках» (из-за дороговизны проекта) - общего впечатления не умаляет.


«зеленые стены» Большого партера парка Версаль


«зеленые стены» водного партера парк - канала Версаля


«зеленая стена» вдоль лестницы в парке Линдерхоф, Германия

«Зеленый коридор» - формируется посадкой по обеим сторонам дорожки или аллеи, друг против друга высоких «зеленых стен», кроны которых, зрительно смыкаясь, образуют область постоянной тени.


«зеленый коридор» - аллея парка Версаль, Франция

Зеленые аркады - посадки из высоких деревьев (например, кипарисов), вершины которых соединены прививками, в результате образуются высокие готические или романские живые арки.


«зеленые арки и аркады» Гранады, Испания


«зеленые аркады» парка Шветцингенского дворца, Германия

Живая изгородь - посадки из деревьев или/и кустарников, которым стрижкой придается форма «зеленой стены» - сомкнутых непроницаемых насаждений.

Живые изгороди бывают многоярусными: одно-, двух- и трехрядными, различной высоты. В многоярусных трехрядных изгородях каждый последующий ряд, начиная от дорожки, выше предыдущего на 25-50 см. Для создания живых изгородей используются растения, хорошо поддающиеся стрижке, часто вьющиеся (боярышник, кизильник и др.). Изгородь может быть извилистой, образуя ниши и уступы.


живые изгороди Екатерининского парка, Царское село, окрестности СПб, Россия

Три ступени газона разделены кустарниковыми бордюром и изгородями: первая, узкая почти не видна, от второй ее отделяет узкий кустарниковый бордюр, вторая и третья ступени разделены низкой кустарниковой изгородью Перпендикулярно им слева идут два фрагмента высокой изгороди, отделяющей ступенчатые газоны и «зеленую рощицу» от других частей парка.

извилистая изгородь в парке дворца Бирона в Рундале, Латвия

Кустарниковые насаждения широко используют для формирования таких широко распространенных элементов как бордюр и рабатка, которые являются почти обязательной частью композиций открытых пространств.

кустарниковая рабатка между двумя газонами, Нижний парк, Большой Виндзор, Англия

К элементам оформления преимущественно кустарниковых насаждений, представляющих собой сочетание площадной и линейной форм «в одном стакане» относятся лабиринт, топиари и партеры.

Лабиринт - один из широко распространенных и любимых посетителями всех возрастов элемент оформления древесно-кустарниковых насаждений. Лабиринт - система запутанных переходов или запутанный проход с одним или несколькими выходами, устроенный обычно из одноярусных, стриженых живых изгородей (посадки кустарниковых видов граба, липы, лавра). В историческом прошлом лабиринты имели религиозно-паломническое или просветительское значение, в настоящее время создаются в исключительно развлекательных целях.


парк Лабиринт Орта, Барселона, Испания

Топиари - очень модная в настоящее время, но известная с античности, фигурная стрижка деревьев и кустарников. Чаще всего топиари - причудливое переплетение ленточных форм низко стриженых кустарников на значительной площади, в результате образуется подобие узорных партеров прошлого.

Рокамадур в окрестностях Тулузы, Франция

Многие кустарниковые партеры - памятники наследия производят на посетителей парков гораздо более сильное впечатление объемностью своих композиций, к тому же степень сохранности таких ансамблей выше, чем у цветочных партеров.

Стриженый кустарник хорошо держит форму, поэтому лучше видно мельчайшие детали кружевного узора арабесок.

При необходимости из кустарниковых рабаток можно создать любые геометрические формы емкостей для цветочных насаждений, контрастного или взаимодополняющего характера.


контрастный партер, парк Версаль, Франция

кружевной партер дворцового парка Хелбрунн, Зальцбург, Австрия


сочетание кружевного партера регулярного парка и пейзажных древесных посадок
английского парка Верхнего дворцового парка Хет-Лоо, Нидерланды

Это основные, далеко не все элементы оформления площадных и ленточных древесно-кустарниковых насаждений всех типов пространства в парках. Однако даже их вполне достаточно, чтобы иметь представление о композициях и ансамблях, украшающих сады и парки нашей и других стран мира.

Следующим, завершающим шагом рассмотрения травянистых, кустарниковых и древесных насаждений будет знакомство с единичными и групповыми формами/элементами оформления садово-парковых композиций и ансамблей.

Francois Flameng (French, 1856-1923) Moliere Demanding an Audience with-King Louis XIV at Versailles

Помимо главных аллей в Версальском парке существуют укромные рощи или боскеты, которые служили местом пышных празднеств, устраивавшихся во дворце.


Ricois François Edme. Vue du Chateau de Versailles

В эпоху Людовика XIV Версальский парк включал 15 боскетов, своеобразно декорированных и разделенных решетками. Большинство боскетов были спроектированы Ленотром. После кончины выдающегося мастера Мансар несколько видоизменяет декор некоторых боскетов.


Lami Eugène. Escalier du parc de Versailles

Построенный в 1681-1683 годах боскет «Рокайль» назывался при Людовике XIV «бальной залой» , поскольку в центре него находилась мраморная площадка для танцев. В праздничные вечера гости усаживались на ступеньки зеленого амфитеатра, а музыканты располагались над каскадом.


Vue de Salle de Bal ou Bosquet des Rocailles dans les jardins de Versailles de Cotelle Jean, le Jeune

Этот уголок в его современном виде был создан художником Робером в 1774-1775 годах, когда пересаживались деревья в Версальских садах. Таким образом, он отвечает не «французскому» типу парка, созданному Ленотром, а тяготеет скорее к паркам «английского» типа, распространенным в конце XVIII века.

Боскет Королевы создается в современном виде в 1775-1776 годы в результате пересадки парка, осуществленной по приказу Людовика XVI. Его планировка выполнена в соответствии с принципами парков «английского» типа на месте находившегося здесь прежде знаменитого Версальского садового лабиринта; этот лабиринт, состоящий из многочисленных узких аллей, скрывающих 39 фонтанов, был разбит в 1666 году по проекту Ленотра. Но, к сожалению, этот восхваляемый во всех путеводителях XVII века уголок постепенно пришел в запустение и был уничтожен в 1774 году.

Вход в Лабиринт Версаля и статуи Эзопа и Купидона; из издания «Лабиринт Версаля» Жака Бейли.

Лабиринт Версаля — бывший лабиринт в Версальском парке, оформленный группами фонтанов и скульптур, изображавших сцены из басен Эзопа. Сначала, в 1665 году, архитектор парка Андре Ленотр спроектировал Лабиринт из простых аллей, но в 1669 году Шарль Перро посоветовал королю Людовику XIV добавить в него тридцать девять фонтанов, каждый из которых будет представлять одну из басен Эзопа. Работы по созданию Лабиринта продолжались с 1672 по 1677 год. Струи воды, несущиеся из ртов животных-персонажей словно изображали разговор между этими созданиями. Рядом с фонтанами были размещены таблички с подписями и строфами поэта Исаака Бенсерада. Подробные описания Лабиринта, его басен и скульптур представлены в издании «Лабиринт Версаля» Шарля Перро, иллюстрированном гравюрами Себастьяна Леклерка.


«Вход в Лабиринт»; автор Жан Котелль, около 1693 г.

В 1665 году Андре Ленотр распланировал лабиринт из живой изгороди на участке южнее Фонатана Латоны рядом с Оранжереей. В 1668 году Жан де Лафонтен опубликовал свой ​​первый сборник басен, посвященных Великому дофину Людовику, шестилетнему сыну Людовика XIV. Хотя Лафонтен вызвал недовольство короля, его стихи, возможно, вдохновили Шарля Перро, автора «Сказок матушки Гусыни», который в предыдущем году стал главным служащим сюринтендатства королевских строений, посоветовать Людовику XIV в 1669 году перестроить Лабиринт таким образом, чтобы он помогал обучению Дофина. С 1672 по 1677 Ленотр перепланировал Лабиринт, добавив к нему 39 фонтанов, которые изображали сюжеты басен Эзопа. Над созданием гидравлических скульптур работали скульпторы Жан-Батист Тюби, Этьен ле Онгр, Пьер ле Гро, а также братья Гаспар и Бальтазар Марсе.


«Внутреннее пространство боскета Лабиринт»; автор Жан Котелль, около 1693 г.

Каждый фонтан сопровождала табличка с басней Эзопа в виде четверостишия, написанного Исааком де Бенсерадом. По этим табличкам сын Людовика XIV учился читать. Бенсерад, который также отбирал басни для Лабиринта, отмечал, что его стихи описывали соответствующие басни именно по желанию Короля.


Жан Котелль

Когда в 1677 году строительство Лабиринта было завершено, в нем расположились 39 фонтанов с 333 раскрашенными металлическими скульптурами животных. Вода для работы фонтанов поставлялась из Сены с помощью Машины Марли. В ней использовалось 14 водоподъемных колес, которые приводили в действие 253 помпы, некоторые из которых работали на расстоянии в три четверти мили.


Жан Котелль

В 1778 году по распоряжению Людовика XVI на месте Лабиринта был устроен дендрарий с экзотическими деревьями в стиле английского парка.

Сквозь занавес листвы просвечивают лесопосадки, реализованные в шахматном порядке, которые были высажены здесь на месте двух вырубленных боскетов: Северного боскета «Дельфин» и Южного - «Жирандоль» . Южные и симметричные им Северные площадки «в шахматном порядке» украшены мраморными термами, выполненными в Риме учениками Французской академии по моделям Пуссена для суперинтенданта Фуке; впоследствии были перекуплены Людовиком XIV.

Фонтан боскета «Жирандоль». По краям небольшого бассейна расположены «заросли» тростника, из которых вылетают наклонные струи. Они падают на маленький островок, посередине которого бьет водяной столб.


Боскет «Жирандоль»

Вырытый в 1672 году Зеркальный бассейн входил в ансамбль, называвшийся Королевским островом . Когда в XIX веке Людовик XVIII велел архитектору Дюфуру реставрировать Версаль, Королевский остров, превратившийся к тому времени в болото, заменили лужайками и цветниками, и назвали садом Короля.


Боскет Остров Короля и Зеркальный бассейн, автор Этьен Аллегрен, около 1693 г.

Этот окруженный изгородью сад, спланированный на английский манер, был засажен экзотическими деревьями и редкими растениями. Зеркальный бассейн (или «Лужайка»), отделенный от острова дорогой, - единственная сохранившаяся деталь оригинального ансамбля XVII века.

Боскет Каштановая роща , имеющий продолговатую форму, когда-то назывался античной или Водной галереей; его засадили в 1680-1683 годах; центральная аллея, засаженная апельсиновыми деревьями и тисами, пересекала его, повсюду били многочисленные фонтаны.


Античная галерея, автор Жан Жубер, около 1693 г.

24 античные статуи обрамляли эту аллею. В 1704 году боскет подвергается значительным трансформациям и вскоре превращается в Каштановую рощу - «зал», украшенный античными мраморными бюстами и двумя статуями.


Жан-Батист Мартен - Античная галерея в Версале

От первоначального проекта сохранились лишь контуры и два круглых фонтана, расположенные с двух сторон боскета.

Павильон «Колоннада» , созданный архитектором Ардуэном-Мансаром, начал строиться в 1685 году и долго служил концертным залом.


Колоннада, автор Жан Котелль, около 1693 г.

До 1684 года здесь на месте колоннады находилась созданная Ленотром Родниковая роща с извилистыми тропинками, пересекавшими многочисленные ручейки.

19 июня 1684 года маркиз де Данжо записал в своем журнале: «Король велел построить мраморную колоннаду с большими фонтанами на месте родников».

В центре павильона располагается скульптурная группа «Плутон, похищающий Прозерпину», копия с оригинала Жирардона.


Vue du Bosquet de la Colonnade dans les jardins de Versailles de Cotelle Jean, le Jeune


Giovanni Boldini. Kolonnade


Франсуа Фламенг (1856-1923). Купание придворных дам XVIII века.

Исполненные по эскизам Лебрена фонтаны «Осень» и «Зима» посвящены Бахусу и Сатурну, а фонтаны «Весна» и «Лето» - флоре и Церере. В 1668 году в честь «Большого королевского дивертисмента» на месте фонтанов «Осени», «Зимы» и «Лета» были установлены временные театры. Самым пышным из них был театр, сооруженный Карло Вигарини, в котором сыграли пьесу Мольера и Люлли «Празднества Любви и Бахуса». Зал был рассчитан на 1200мест, сцена 12-ти метровой ширины была освещена хрустальными люстрами с тремястами свечами.


Фонтан «Осень»


Фонтан «Зима»


Фонтан «Зима»


Фонтан «Весна»


Фонтан «Весна»


Фонтан «Лето»


Фонтан «Лето»

Боскет «Купольных павильонов» сначала назывался боскетом Славы по имени статуи, установленной в центре восьмиугольного фонтана.


В 1677-1678 годах Мансар расположил здесь друг против друга два павильона под куполами; отсюда и пошло нынешнее название этого боскета.


Боскет купольных павильонов, автор Жан Котелль, около 1693 г.

В 1684 году статую Славы перенесли в другую часть парка, и через два года здесь установили новые скульптуры из грота Фетиды, снесенного во время строительства Северного крыла дворца.


Giovanni Boldini. Scene Galante (wahrscheinlich Bosquet des Dômes)


Giovanni Boldini. Les Dômes (Versalles)

В 1671 году Ленотр создал боскет называвшийся «Залом Совета или залом Балов» . Но в 1704-1705 годы Мансар его перестроил, назвав боскетом Обелиска .


Зал Балов или Зал Совета, автор Этьен Аллегрен, около 1688 г.


Martin Pierre Denis. Vue du bosquet de la Fontaine de l"Obélisque dans les jardins de Versailles en 1713 (au deuxième plan Louis XIV à la promenade)

Фонтан «Обелиск» окружен бордюром из камышей, из которых бьют 230 фонтанных струй, соединяющихся в водную пирамиду, высота которой достигает 25 метров.

Фонтан «Энкелад» был реализован Гаспаром Марси в 1675 -1677 годах из свинца, первоначально покрытого позолотой. Сюжетом послужила легенда о погребении Титанов под каменными глыбами Олимпа, на который они, несмотря на запрет Юпитера, собрались взобраться.


Боскет Энкелад, автор Жан Котелль, около 1693 г.


Vue du Bosquet de l"Encelade dans les jardins de Versailles de Cotelle Jean, le Jeune

Скульптор изобразил гиганта, наполовину погребенного под горными обломками, но отчаянно борющегося со смертью.

Боскет Водного театра — Боскет Зеленого круга . Центральной точкой этого боскета, сооруженного Андре Ленотром в период между 1671 и 1674 годами, был театр, по кромке которого проходили три ряда газонов для рассаживания зрителей. Перед ними была сцена, украшенная четырьмя фонтанами, чередующимися с тремя радиальным водными каскадами. В период между 1680 годом и смертью Людовика XIV в 1715 году, здесь происходила почти постоянная перегруппировка статуй, украшавших боскет.


Боскет Водного театра — вид на сцену, автор Жан Котелль, около 1693 г.


Vue de la partie supérieure du bosquet du théâtre d"eau dans les jardins de Versailles de Cotelle Jean, le Jeune

В 1709 году боскет перестроили, добавив Фонтан Детского острова. В рамках пересадки садов, начатой Людовиком XVI зимой 1774—1775 годов, Боскет Водного театра был разрушен и на его месте создали невзрачный Боскет Зеленого круга.


Водный театр — вид на амфитеатр, автор Жан Котелль, около 1693 г.


Vue de l"entrée du bosquet du Théâtre d"Eau dans les jardins de Versailles de Cotelle Jean, le Jeune

Боскет Водная гора — Боскет Звезды . Изначально спланированный Андре Ленотром в 1661 году как зеленая комната, этот боскет включал тропинку, опоясывающую центральный пятиугольный участок. В 1671 году боскет расширили, добавив более продуманную систему тропинок, которые усиливали новый центральный водный элемент — фонтан, напоминающий гору, — отсюда появилось новое название боскета: Боскет Водная гора. Боскет полностью перестроили в 1704 году и дали ему новое название Боскет Звезды.


Боскет Звезды или Водная гора, автор Жан Котелль, около 1693 г.


Vue du bosquet de l"étoile ou montagne dans les jardins de Versailles de Cotelle Jean, le Jeune

В северной части парка, между «Зеленым кругом» и «Звездой», в некотором отдалении от проторенных аллей, укромно расположился круглый фонтан, в середине которого возвышается каменная отмель. Это - «Детский остров» , шедевр свежести, появлением которого мы обязаны скульптору Арди. На камнях играют с цветами шестеро обнаженных детей, поодаль - двое других забавляются в воде фонтана. Выражение тел и лиц, проникнутое нежным весельем, приводит в изумление посетителей, случайно набредших на этот затерявшийся в зелени парка боскет.


Фонтан Детский остров.А.Н.Бенуа (1870-1960) Прогулка Короля. 1906г.


Фонтан Детский остров.Versailles. Bosquet de Enfants dorés (c.1912)

Боскет Трёх Фонтанов (Водная колыбель) . Расположенный западнее Аллеи Смешных мальчуганов и заменивший недолго существовавшую Водную колыбель (узкий вытянутый боскет, созданный в 1671 году, где была водная беседка, формируемая множеством струй воды), увеличенный боскет был реконструирован Андре Ленотром в 1677 году в серию из трех связанных террас. Каждая терраса содержала несколько фонтанов, имевших особые эффекты, и бассейн.



Боскет Трёх Фонтанов, автор Жан Котелль, около 1693 г.


Vue du Bosquet des Trois fontaines dans les jardins de Versailles de Cotelle Jean, le Jeune

В нижнем бассейне струи воды образуют цветы лилии, в центре, бьют вертикальные струи и водный свод, и, наконец, вверху, взмывается водная колонна, сформированная из 140 струй; причем, эта внушительная колонна и снабжает водой нижние бассейны. Фонтаны пережили реконструкцию, затеянную Людовиком XIV для других фонтанов парка в начале 18-го века. Хорошо спрятанный за решеткой, этот боскет был благоустроен так, чтобы стареющий король мог приезжать сюда на кресле-каталке и перемещаться по наклонным дорожкам газона. Фонтаны также пожалели впоследствии, при полной пересадке садов в 1774—1775 годах.

В 1830 году в боскете пересадили растения, и с этого времени фонтаны замолчали. Во время ураганов 1990 и 1999 годов парку был нанесен значительный ущерб. Боскет Трёх Фонтанов торжественно открылся после реставрации 12 июня 2004 года.

Боскет «Триумфальная Арка» . Первоначально этот боскет был создан в 1672 году как простой водный павильон — открытое пространство в виде круга с квадратным фонтаном в его центре.


Vue du Bosquet de l"Arc de Triomphe prise du côté du Bassin du Dragon, avec Vénus accueillant Mars de Cotelle Jean, le Jeune


Vue du Bosquet de l"Arc de Triomphe dans les jardins de Versailles de Cotelle Jean, le Jeune

В 1676 году этот боскет, расположенный восточнее Аллеи Смешных мальчуганов симметрично Боскету Трёх Фонтанов, расширили и декорировали в честь политической линии, намекая что она привела к военным победам Франции над Испанией и Австрией, установив Триумфальную Арку — отсюда и произошло название боскета.


Vue du Bosquet de l"Arc de Triomphe avec le groupe de la France triomphante dans les jardins de Versailles de Cotelle Jean, le Jeune


Vue du Bosquet de l"Arc de Triomphe prise du côté du Parterre du Nord dans les jardins de Versailles de Cotelle Jean, le Jeune

Как и Боскет Трёх Фонтанов, этот боскет пережил реконструкции 18-го века, но был засажен новыми растениями в 1830 году и в этот год фонтаны закрыли.

Боскет «Заводь» — Боскет Каменного дуба — Боскет Аполлона — Грот Аполлона .Созданный в 1670 году, первоначально этот боскет имел в центре прямоугольную заводь, ограниченную кромкой газона по своему периметру. По краю заводи были расположены металлические стреловидные язычки, в которых спрятали множество трубок, разбрызгивающих воду; в каждом углу заводи был лебедь, из клюва которого била струя воды. В центре водоема находилось железное дерево с раскрашенными оловянными листьями из ветвей которого били струи воды. Из-за этого дерева боскет также называли Боскет Каменного дерева. Боскет был создан по подсказе Мадам де Монтеспан при Людовике XIV.


Боскет "Заводь", автор Жан Котелль, около 1693 г.

В 1704 году Мансар заново пересматривает декор, который отныне гармонично сочетается с перенесенными сюда из боскета Купольных павильонов (после разрушения грота Фетиды) скульптурной композицией «Солнечные кони». Этот ансамбль, созданный в 1664-1672 годы, включал три группы: «Служащие Аполлону нимфы» состояли из четырех главных статуй работы Жирардона, трех фигур меньшего размера, созданных Реноденом, а также двух конных групп работы Герена и братьев Марси. В центре бассейна - свинцовый с позолотой карниз, опиравшийся на цоколь - несколько скрывал все эти произведения.


Боскет "Купальня Аполлона", автор Пьер-Дени Мартен (Мартен младший), около 1713 г.

В таком виде боскет существовал до 1776 года. Затем Людовик XVI приказал заново пересадить парк, а художнику Робберу заказал новый проект композиции грота Аполлона. В 1778 году была осуществлена новая планировка в модном английско-китайском стиле. С тех пор огромный каменный грот с высокими колоннами, представляющий дворец Фетиды, с трех сторон окружает три знаменитые скульптурные группы.Новый боскет получил новое название — Грот Аполлона. Именно таким мы видим боскет в наши дни.

Типичные примеры живой изгороди – это аллея, боскет и берсо. Но если, что такое аллея, все более или менее представляют, то что такое два остальных определения с трудом. И так, рассмотрим, каждый пример живой изгороди по порядку…

Аллея. Примеры живой изгороди

Есть разновидность живой изгороди, о которой мы часто читали в школе в учебниках по литературе. Ее же мы часто встречаем, когда гуляем в городских парках, я думаю, что многие вспомнили, что это – аллея.

Аллея - это проезжая дорога или пешеходная тропа, обсаженная с обеих сторон деревьями (иногда в сочетании с кустарниками). В зависимости от назначения зеленого объекта они могут быть и многорядными, что определяется главным образом архитектурными соображениями при формировании соответствующего ландшафта, а также шириной дорог, размерами сада, парка.

В планировочной композиции парка выделяются основные аллеи, межзонные, кольцевая дорога, внутренние или второстепенные аллеи.

В аллеях целесообразно высаживать березы, липы мелколистную и крупнолистную, каштан конский, акацию белую, дубы черешчатый и красный, лиственницу европейскую, ели обыкновенную и колючую, сосну обыкновенную, клены остролистный и сахаристый, ясени зеленый и пенсильванский, орех маньчжурский, рябину обыкновенную, черемуху Маака.

Аллея с переплетающимися деревьями – берсо.

Берсо – это аллея, укрытая переплетающимися деревьями. Чтобы устроить такую галерею березы, грабы, липы высаживают рядами по обеим сторонам дорожки, предварительно установив там опоры - полукруглые деревянные или проволочные каркасы, соединенные сверху продольными направляющими. По мере роста деревьев их ветви оплетают сводчатый каркас и образуют свод дороги. В местах пересечения аллей берсо ставят легкие деревянные беседки, а входы и выходы из галереи украшают арками.

Примеры живой изгороди. Боскет.

Боскет - небольшое пространство геометрически правильной формы, ограниченное зелеными «стенами» из деревьев и или кустарников и образующее «зеленую комнату» для отдыха на открытом воздухе, покрытую ковром газонных трав. Внутри высокого боскета с непроницаемыми стенами можно устроить «кабинет» или «секретный сад». Но чаще для внутренних перегородок используют низкие (до 1 м), боскеты, которые могут эффектно обрамлять партерный цветник, древесную группу.

В зависимости от целей и ваших возможностей по уходу для боскета можно выбрать . Для создания формированной подойдут клен Гиннала, барбарис обыкновенный (зеленая и пурпурная формы), кизильник блестящий, кипарисовик Лавсона; для неформированной живой изгороди – спиреи Бумальда (ниппонская и японская), снежноягодник, шиповник.

Заказать стрижку живой изгороди и формировку растений в Минске и Минском районе, можно :

Материал подготовил: специалист по садоводству Буйновский О.И.

Франция

Боске́т (фр. bosquet , от итал. boschetto — лесок, рощица) — элемент ландшафтного дизайна, участок регулярного парка или посаженная в декоративных целях густая группа деревьев или кустов, которые благодаря декоративной стрижке образуют сплошные зелёные стены в виде ровных стенок (шпалер), геометрические объёмы, иногда имитирующие архитектуру с арками и башенками и т. п.

Боскет — искусственная роща при замке Амбуаз

Различают как правило два типа боскетов:

- искусственная роща — группа декоративных кустов и деревьев, на поляне или плоском газоне и

- «кабинет» , когда насаждения расположены по периметру.

Боскет из кустистых пород был основным мотивом в композиции регулярных парков XVI—XVIII вв. Тогда замкнутые пространства внутри боскетов называли не только «кабинетами», но и «зелёными залами».

В России для создания боскетов часто используется, например липа мелколистная, ель обыкновенная, акация жёлтая, барбарис обыкновенный, жимолость синяя, боярышники, кизильник блестящий, клён татарский или смородина золотистая.

Вследствие множества реконструкций, выполненных в садах Версаля с 17-го по 19-ое столетие, многие боскеты неоднократно менялись и, вместе с этим, часто менялись их названия.

Два боскета — Боскет «Жирандоль» — Боскет Дофина — Северная шахматная посадка — Южная шахматная посадка — Боскет «Жирандоль» — Боскет Дофина

Боскет «Жирандоль», создан Андре Ленотром с 1661 по 1663 год

Андре Ленотр (фр. André Le Nôtre ) (12 марта 1613 — 15 сентября 1700) французский ландшафтный архитектор, сын главного садовника Тюильри Жана Ленотра — придворный садовод Людовика XIV, с 1657 года — генеральный контролер королевских зданий. Прежде всего он известен как автор проекта создания и последующих реконструкций королевских садов и парка в Версале.

Эти два боскета впервые были разбиты в 1663 году. Расположенные к северу и к югу от оси запад-восток, эти два боскета представляли собой набор тропинок, проходящих вокруг четырех зеленых комнат , и сходящихся в центральной «комнате», в которой был устроен фонтан. В 1682 году южный боскет был создан заново как Боскет «Жирандоль» , названный так из-за ступенчатого вида центральной струи фонтана. Северный боскет был перестроен в 1696 году, получив название Боскет Дофина , благодаря фонтану, изображающему дельфина. Каждый из этих боскетов был украшен бюстами на пьедесталах, заказанными главным интендантом Николя Фуке в Риме по оригиналам Пуссена для украшения его собственного замка Во-ле-Виконт.

Николя Фуке (фр. Nicolas Fouquet ; 27 января 1615, Париж — 23 марта 1680, Пиньероль) — выходец из третьего сословия, который в первые годы правления Людовика XIV был одним из самых могущественных и богатых людей Франции. Он занимал должность суперинтенданта (министра финансов), приобрёл титулы виконт де Мелён и де Во, маркиз де Бель-Иль. Фуке построил для себя дворец Во-ле-Виконт, ставший вехой в истории европейской архитектуры. В 1661 году по приказу короля был арестован и остаток жизни провёл в заточении.

Во-ле-Виконт. Главный дом усадьбы

Оба боскета были уничтожены в ходе пересадки парка в 1774—1775 годах в эпоху Людовика XVI. Эти участки сада были засажены липами, после чего их назвали Северная шахматная посадка и Южная шахматная посадка (Marie 1968, 1972, 1976, 1984; Thompson 2006; Verlet 1985). В 2000 году завершилась реставрация этих двух боскетов и они приобрели свой первоначальный вид.

Лабиринт — Боскет Королевы

Лабиринт Версаля — бывший лабиринт в Версальском парке, оформленный группами фонтанов и скульптур, изображавших сцены из басен Эзопа. Сначала, в 1665 году, архитектор парка Андре Ленотр спроектировал Лабиринт из простых аллей, но в 1669 году Шарль Перро посоветовал королю Людовику XIV добавить в него тридцать девять фонтанов, каждый из которых будет представлять одну из басен Эзопа.

Схема Лабиринта согласно описанию Шарля Перро (1677)

Шарль Перро́ (фр. Charles Perrault ; 12 января 1628, Париж — 16 мая 1703, Париж) — французский поэт и критик эпохи классицизма, член Французской академии с 1671 года, ныне известный в основном как автор «Сказок матушки Гусыни».

Работы по созданию Лабиринта продолжались с 1672 по 1677 год. Струи воды, несущиеся из ртов животных-персонажей словно изображали разговор между этими созданиями. Рядом с фонтанами были размещены таблички с подписями и строфами поэта Исаака Бенсерада. Подробные описания Лабиринта, его басен и скульптур представлены в издании «Лабиринт Версаля» Шарля Перро, иллюстрированном гравюрами Себастьяна Леклерка.

В 1778 году по распоряжению Людовика XVI на месте Лабиринта был устроен дендрарий с экзотическими деревьями в стиле английского парка.

В 1665 году Андре Ленотр распланировал лабиринт из живой изгороди на участке южнее Фонатана Латоны рядом с Оранжереей. В 1668 году Жан де Лафонтен опубликовал свой первый сборник басен, посвященных Великому дофину Людовику, шестилетнему сыну Людовика XIV. Хотя Лафонтен вызвал недовольство короля, его стихи, возможно, вдохновили Шарля Перро, автора «Сказок матушки Гусыни», который в предыдущем году стал главным служащим сюринтендатства королевских строений, посоветовать Людовику XIV в 1669 году перестроить Лабиринт таким образом, чтобы он помогал обучению Дофина.

Басня «Лиса и Журавль», «Лабиринт Версаля» Жака Бейли

С 1672 по 1677 Ленотр перепланировал Лабиринт, добавив к нему 39 фонтанов, которые изображали сюжеты басен Эзопа. Над созданием гидравлических скульптур работали скульпторы Жан-Батист Тюби, Этьен ле Онгр, Пьер ле Гро, а также братья Гаспар и Бальтазар Марсе.

Каждый фонтан сопровождала табличка с басней Эзопа в виде четверостишия, написанного Исааком де Бенсерадом. По этим табличкам сын Людовика XIV учился читать. Бенсерад, который также отбирал басни для Лабиринта, отмечал, что его стихи описывали соответствующие басни именно по желанию Короля.

Когда в 1677 году строительство Лабиринта было завершено, в нем расположились 39 фонтанов с 333 раскрашенными металлическими скульптурами животных. Вода для работы фонтанов поставлялась из Сены с помощью Машины Марли. В ней использовалось 14 водоподъемных колес, которые приводили в действие 253 помпы, некоторые из которых работали на расстоянии в три четверти мили.

Машина Марли на картине Пьера-Дени Мартина 1723 года

Машина Марли (фр. Machine de Marly) была построена голландским архитектором Свалемом Ренкеном (Rennequin Sualem) в начале 1680-х годов при дворце Марли на территории современного Буживаля по заказу французского короля Людовика XIV для водоснабжения прудов и фонтанов Версальского парка.

Пиганьйол де Лафорс описывал Лабиринт как «сеть аллей, огражденных палисадником, где легко заблудиться», а также продолжал: «на каждом повороте вы видите фонтан, изысканно украшенный ракушками, который очень просто представляет сказку, а ее сюжет пересказан в четырех строках золотыми буквами на бронзовой табличке».

Вскоре после того, как Лабиринт был построен, Перро опубликовал его описание: «Это квадрат молодого и очень густо посаженного леса, прорезанный многочисленными аллеями, которые переплетаются друг с другом так искусно, что нет ничего легче и приятнее, чем в них заблудиться. В конце каждой аллеи и в местах их пересечения находятся фонтаны, так что в каком бы месте вы ни находились, можно одновременно увидеть три или четыре из них, а чаще шесть или семь. Бассейны этих фонтанов, различные по фигурам и оформлению, украшены изящным камнями и редкими ракушками. Кроме того, на них изображены животные — персонажи самых известных басен Эзопа. Эти творения настолько хороши, что кажутся живыми и участвуют в действе, которое изображают. Можно даже сказать, что они произносят слова, которые предписаны им в басне, поскольку струи воды, которые они посылают друг другу, кажется, не только оживляют их, но и служат для выражения их чувств и мыслей».

Лабиринт пользовался большой популярностью не только у Короля и дофина, а также среди знати, которая допускалась к Версальскому парку. Учитывая это, в 1675 году было издано руководство «Лабиринт Версаля» Перро, содержащее басни, описания фонтанов и стихи, написанные поэтом Исааком Бенсераде для каждой басни. В 1677 году руководство переиздали с гравюрами Себастьяна Леклерка. Вскоре вышло третье издание, в котором гравюры Леклерка были украшены Жаком Бейли. Маленькая карманная книжка была роскошно оправлена красным сафьяном с позолоченным тиснением. Также руководство перевели и дважды издали на английском: под редакцией Джона Боулза и в книге «Эзоп при Дворе» Даниэля Беллами-старшего с гравюрами Джоржа Бикхема.

«Лабиринт Версаля», издание Джона Боулза

Лабиринт играл значительную роль в создании неповторимого образа Версальского парка. В иллюстрированном путеводителе, напечатанном в Амстердаме в 1682 году, работа Ленотра была оценена очень высоко: «Среди всех этих произведений нет ничего более прекрасного и похвального, чем Королевский парк в Версале, и в нем — Лабиринт… Перекресток и повороты Лабиринта, окруженные с обеих сторон зелеными подстриженными живыми изгородями, не наводят скуку, поскольку всегда рядом скульптуры и фонтаны, которые рассказывают загадочные и поучительные басни Эзопа».

«Внутреннее пространство боскета Лабиринт»; автор Жан Котелль, около 1693 г.

Композитор Маре Марен, нанятый в 1676 году музыкантом в Королевский двор Версаля, был знаком с Лабиринтом. К своему произведению «Лабиринт и другие истории» он написал анонс: «Входящий в лабиринт опускается до уток и собак, и поднимается вместе с Вакхом».

У входа в Лабиринта были размещены две статуи: одна — Эзопа, который держал свиток бумаги (работы Легро), другая — статую Любви, или Купидона, который держал в руке клубок ниток, подобно Ариадне (работы Тюби).

Вход в Лабиринт Версаля и статуи Эзопа и Купидона; из издания «Лабиринт Версаля» Жака Бейли

Перро писал об этих двух статуях: «У Эзопа есть сверток бумаги, который он показывает Любви, у которой есть клубок ниток, что как бы говорит: если человек по воле Божьей оказался в лабиринте, выбраться из него не составит труда, если вместе с любовью идет мудрость, о чем Эзоп и учит в своих баснях».

Басни в Лабиринте

Филин и птицы (Le duc et les oiseaux, Perry 614)

Петухи и куропатка (Les coqs et la perdrix, Perry 23)

Петух и лис (Le coq et le renard, Perry 252)

Петух и бриллиант (Le coq et le diamant, Perry 503)

Повешенный кот и крысы (Le chat pendu et les rats, Perry 79)

Орел и лис (L’aigle et le renardPerry 1)

Павлины и сойка (Les paons et le geai, Perry 472)

Петух и индюк (Le coq et le coq d’Inde)

Павлин и галка (Le paon et la pie, Perry 219)

Дракон, наковальня и пила (Le dragon, l’enclume et la lime, Perry 93)

Обезьяна и ее малыши (Le singe et ses petits, Perry 218)

Птичий бой (Le combat des oiseaux, Perry 566)

Курица и цыплята (La poule et les poussins, Perry 601)

Лис и журавль, первая часть (Le renard et la grue, Perry 426)

Журавль и лиса, вторая часть (La grue et le renard, Perry 426)

Павлин и соловей (Le paon et le rossignol, Perry 509)

Попугай и обезьяна (Le perroquet et le singe)

Судья обезьяна (Le singe juge, Perry 474)

Крыса и лягушка (Le rat et la grenouille, Perry 384)

Кролик и черепаха (Le lièvre et la tortue, Perry 226)

Волк и журавль (Le loup et la grue, Perry 156)

Ястреб и птицы (Le milan et les oiseaux)

Обезьяна король (Le singe roi, Perry 81)

Лис и козел (Le renard et le bouc, Perry 9)

Совет крыс (Le conseil des rats, Perry 613)

Лягушки и Юпитер (Les Grenouilles et Jupiter, Perry 44)

Обезьяна и кот (Le singe et le chat, отсутствует в Perry)

Лис и виноград (Le renard et les raisins, Perry 15)

Орел и Жук (L’aigle, le lapin et l’escarbot, Perry 3)

Волк и дикобраз (Le loup et le porc-épi)

Многоголовый змей (Le serpent à plusieurs têtes)

Маленькая мышь, кот и петух (La petite souris, le chat et le cochet)

Ястреб и голуби (Le milan et les colombes, Perry 486)

Обезьяна и дельфин (Le dauphin et le singe, Perry 73)

Лис и ворон (Le renard et le corbeau, Perry 124)

Лебедь и журавль (Du cygne et de la grue, Perry 233)

Волк и голова (Le loup et la tête, Perry 27)

Змея и еж (Le serpent et le porc-epic)

Утки и маленький спаниель (Les cannes et le petit barbet)

В 1778 году Лабиринт был разрушен по распоряжению Людовика XVI ввиду большой стоимости его содержания. На месте лабиринта был обустроен дендрарий из экзотических деревьев в английском стиле, который получил название боскета Королевы. В 1785 году именно в этой части Версальского парка произошел эпизод, связанный с делом об ожерелье королевы, которое скомпрометировало Марию-Антуанетту.

Мари́я-Антуане́тта (2 ноября 1755, Вена, Австрия — 16 октября 1793, Париж, Франция) — королева Франции, младшая дочь императора Франца I и Марии-Терезии. Супруга короля Франции Людовика XVI с 1770 года. После начала Французской революции была объявлена вдохновительницей контрреволюционных заговоров и интервенции. Осуждена Конвентом и казнена на гильотине.

От прежнего лабиринта сохранились 34 детали фонтанов и две статуи Амура и Эзопа; они хранятся в запасниках Национального музея замков Версаля и Трианона.

Боскет Водная гора — Боскет Звезды

«Боскет Звезды или Водная гора»; автор Жан Котелль, около 1693 г.

Изначально спланированный Андре Ленотром в 1661 году как зеленая комната, этот боскет включал тропинку, опоясывающую центральный пятиугольный участок. В 1671 году боскет расширили, добавив более продуманную систему тропинок, которые усиливали новый центральный водный элемент — фонтан, напоминающий гору, — отсюда появилось новое название боскета: Боскет Водная гора. Боскет полностью перестроили в 1704 году и дали ему новое название Боскет Звезды

Боскет «Заводь» — Боскет Каменного дуба — Боскет Аполлона — Грот Аполлона

Созданный в 1670 году, первоначально этот боскет имел в центре прямоугольную заводь, ограниченную кромкой газона по своему периметру. По краю заводи были расположены металлические стреловидные язычки, в которых спрятали множество трубок, разбрызгивающих воду; в каждом углу заводи был лебедь, из клюва которого била струя воды. В центре водоема находилось железное дерево с раскрашенными оловянными листьями из ветвей которого били струи воды. Из-за этого дерева боскет также называли Боскет Каменного дерева. Боскет был создан по подсказке Мадам де Монтеспан при Людовике XIV. В 1704 году по проекту Ардуэн-Мансара этот боскет был разрушен для сооружения нового Боскета Аполлона, который был задуман для размещения скульптурных групп Солнечные кони и Служащие Аполлону нереиды, прежде находившихся в Гроте Фетиды. Ардуэн-Мансар обустроил этот уголок так, чтобы подчеркнуть необыкновенную красоту этих произведений. Их установили под позолоченным свинцовым карнизом на обрамляющем бассейн цоколе. Там они находились до 1776 года (правление Людовика XVI). А затем через год Юбер Робер реконструировал боскет, выполнив его в модном тогда англо-китайском стиле, и устроив в нем подобие пещеры для статуй братьев Марси.

Юбе́р Робе́р (фр. Hubert Robert , 22 мая 1733, Париж — 15 апреля 1808, там же) — французский пейзажист, получивший европейскую известность габаритными холстами с романтизированными изображениями античных руин в окружении идеализированной природы. Его прозвищем было «Робер из Развалин».

«Боскет „Купальня Аполлона“»; автор Пьер-Дени Мартен (Мартен младший), около 1713 г.

Новый боскет получил новое название — Грот Аполлона (Marie 1968, 1972, 1976, 1984; Thompson 2006; Verlet 1985). Именно таким мы видим боскет в наши дни.

Остров Короля — Зеркальный бассейн — Сад Короля

«Боскет Остров Короля и Зеркальный бассейн»; автор Этьен Аллегрен, около 1693 г.

Первоначально спроектированные в 1671 году как два раздельных гидрографических объекта, более крупный из них — Остров Короля — был выполнен в виде острова, который был центральным элементом системы искусных фонтанов. Остров Короля отделили от Зеркального бассейна насыпной дорожкой на небольшой дамбе, где было устроено 24 водные струи. В Зеркальном бассейне в свое время проводились спуски на воду уменьшенных моделей военных кораблей. В 1684 году остров убрали и общее количество водных струй в боскете существенно сократили. В 1704 году боскет значительно модернизировали, перестроив насыпную дорожку и убрав большинство водных струй. Веком спустя, в 1817 году, Людовик XVIII поручил полностью перестроить пришедшие в запустение в революционный период Остров Короля и Зеркальный бассейн в стиле пейзажного парка. Этот окруженный изгородью сад был засажен великолепными растениями. В этого времени боскет стали называть Сад Короля (Marie 1968, 1972, 1976, 1984; Thompson 2006; Verlet 1985). Во время урагана 1999 года большая часть растений была уничтожена. От первоначального декора сохранился лишь Зеркальный бассейн.

Зал Балов — Зал Совета — Боскет «Обелиск»

«Зал Балов или Зал Совета»; автор Этьен Аллегрен, около 1688 г.

В 1671 году Андре Ленотр задумал боскет — изначально названный Залом Балов и позже переименованный в Зал Совета — в виде острова, имеющего форму четырехлистника, окруженного каналом и устройством 50 водных струй. На каждом лепестке острова был устроен одиночный фонтан; на остров можно было попасть по двум подвесным мостам. С внешней стороны канала в боскете установили 4 дополнительных фонтана, по четырем сторонам света. Боскет заново перестроили в 1706 году под руководством Жюля Ардуэн-Мансара.

Жюль Ардуэн-Мансар (фр. Jules Hardouin-Mansart , урождённый Жюль Ардуэн; 1646—1708) — французский зодчий, придворный архитектор Людовика XIV, внучатый племянник Франсуа Мансара, один из крупнейших представителей стиля барокко во французской архитектуре.

Центральный остров заменили большим бассейном, приподнятым на 5 ступенек, и окружили его каналом. Центральный фонтан, составленный из 230 струй воды, по совокупности напоминающих обелиск — отсюда новое название Боскет «Обелиск» .

Уцелевшие свинцовые фигуры его декора были использованы для оформления садовых фонтанов Большого Трианона (Marie 1968, 1972, 1976, 1984; Thompson 2006; Verlet 1985).

Боскет Водного театра — Боскет Зеленого круга

«Боскет Водного театра — вид на сцену»; автор Жан Котелль, около 1693 г.

Центральной точкой этого боскета, сооруженного Андре Ленотром в период между 1671 и 1674 годами, был театр, по кромке которого проходили три ряда газонов для рассаживания зрителей. Перед ними была сцена, украшенная четырьмя фонтанами, чередующимися с тремя радиальным водными каскадами. В период между 1680 годом и смертью Людовика XIV в 1715 году, здесь происходила почти постоянная перегруппировка статуй, украшавших боскет. В 1709 году боскет перестроили, добавив Фонтан Детского острова. В рамках пересадки садов, начатой Людовиком XVI зимой 1774—1775 годов, Боскет Водного театра был разрушен и на его месте создали невзрачный Боскет Зеленого круга (Marie 1968, 1972, 1976, 1984; Thompson 2006; Verlet 1985).

Боскет Трёх Фонтанов (Водная колыбель)

«Боскет Трёх Фонтанов»; автор Жан Котелль, около 1693 г.

Расположенный западнее Аллеи Смешных мальчуганов и заменивший недолго существовавшую Водную колыбель (узкий вытянутый боскет, созданный в 1671 году, где была водная беседка, формируемая множеством струй воды), увеличенный боскет был реконструирован Андре Ленотром в 1677 году в серию из трех связанных террас. Каждая терраса содержала несколько фонтанов, имевших особые эффекты, и бассейн. В нижнем бассейне струи воды образуют цветы лилии, в центре, бьют вертикальные струи и водный свод, и, наконец, вверху, взмывается водная колонна, сформированная из 140 струй; причем, эта внушительная колонна и снабжает водой нижние бассейны. Фонтаны пережили реконструкцию, затеянную Людовиком XIV для других фонтанов парка в начале 18-го века. Хорошо спрятанный за решеткой, этот боскет был благоустроен так, чтобы стареющий король мог приезжать сюда на кресле-каталке и перемещаться по наклонным дорожкам газона. Фонтаны также пожалели впоследствии, при полной пересадке садов в 1774—1775 годах. В 1830 году в боскете пересадили растения, и с этого времени фонтаны замолчали. Во время ураганов 1990 и 1999 годов парку был нанесен значительный ущерб. Боскет Трёх Фонтанов торжественно открылся после реставрации 12 июня 2004 года (Marie 1968, 1972, 1976, 1984; Thompson 2006; Verlet 1985).

Боскет «Триумфальная Арка»

«Боскет „Триумфальная Арка“»; автор Жан Котелль, около 1693 г.

Первоначально этот боскет был создан в 1672 году как простой водный павильон — открытое пространство в виде круга с квадратным фонтаном в его центре. В 1676 году этот боскет, расположенный восточнее Аллеи Смешных мальчуганов симметрично Боскету Трёх Фонтанов, расширили и декорировали в честь политической линии, намекая что она привела к военным победам Франции над Испанией и Австрией, установив Триумфальную Арку — отсюда и произошло название боскета. Как и Боскет Трёх Фонтанов , этот боскет пережил реконструкции 18-го века, но был засажен новыми растениями в 1830 году и в этот год фонтаны закрыли. (Marie 1968, 1972, 1976, 1984; Thompson 2006; Verlet 1985).

Боскет Славы — Боскет купольных павильонов

«Боскет купольных павильонов»; автор Жан Котелль, около 1693 г.

В созданном в 1675 году Боскете Славы была установлена статуя Славы, украшавшая бассейн боскета, и из трубы которой вырывалась мощная струя воды — отсюда и название боскета. В 1684 году в боскете установили скульптурные группы из Грота Фетиды , для чего боскет был перестроен и фонтан Славы из него убрали. При этом боскету дали новое название — Купальня Аполлона . В рамках проекта по перепланировке садов, затеянного Людовиком XIV в начале 18-го века, группу Аполлона снова переместили на участок где был Боскет «Заводь» — неподалеку от Фонтана Латоны — который разрушили и на его месте создали новый Боскет Аполлона. Там скульптурные группы установили на мраморных постаментах, из которых текла вода; и каждая группа была защищена затейливым резным позолоченным балдахином. Старый боскет Купальня Аполлона переименовали в Боскет купольных павильонов поскольку Жюль Ардуэн-Мансар соорудил здесь два павильона из белого мрамора с куполами.

Боскет купольных павильонов

Но сами павильоны были снесены в 1820 году (Marie 1968, 1972, 1976, 1984; Thompson 2006; Verlet 1985).

Боскет «Энкелад»

Фонтан боскета, созданного в 1675 году, одновременно с Боскетом Славы , отображал гиганта Энкелада, побежденного Олимпийскими богами и приговоренного к жизни под горой Этна. По замыслу создателей, братьев Марси, этот фонтан символизировал победу Людовика XIV над Фрондой. Скульпторы изобразили гиганта, наполовину погребенного под горными обломками, но отчаянно борющегося со смертью. В 1678 году сюда добавили восьмиугольную полосу дёрна и 8 фонтанов рокайль, окружающих центральный фонтан. Эти добавления были удалены в 1708 году.

Боскет «Энкелад»

Этот фонтан имеет самую большую высоту струи воды среди всех фонтанов в садах Версаля — 25 метров (Marie 1968, 1972, 1976, 1984; Thompson 2006; Verlet 1985). Этот боскет был отреставрирован к 1998 году.

Боскет Родников — Колоннада

Изначально задуманный Андре Ленотром в 1678 году как простая невзрачная зеленая комната, ландшафтный архитектор расширил участок и включил в него имеющийся ручей, создав боскет где ручейки протекают среди девяти небольших островков. В 1684 году Жюль Ардуэн-Мансар полностью перестроил боскет, возведя круговой двойной перистиль из колонн ионического ордера. Получив новое название, Колоннада состояла из 32 мраморных колонн и 31 фонтана — одиночная струя воды била в каждой чаше, установленной под каждой аркой. В 1704 году добавили 3 дополнительных прохода в Колоннаду , из-за чего количество фонтанов было сокращено с 31 до 28. Знаменитая скульптурная группа в центре Колоннады на круглом пьедестале — Плутон, похищающий Прозерпину — (из Большого Заказа 1664 года) была установлена здесь в 1696 году. В наше время оригинал находится в хранилище, а в боскете его заменил муляж (Marie 1968, 1972, 1976, 1984; Thompson 2006; Verlet 1985).

Водная галерея — Античная галерея — Зал Каштанов

На месте Водной галереи (1678 год) в 1680 году была спроектирована Античная галерея чтобы разместить собрание античных статуй и копий, приобретенных Французской Академией в Риме. Центральная часть боскета была вымощена цветным камнем, её окружал канал, декорированный двадцатью статуями на пьедесталах, которые были разделены друг от друга тремя струями воды. В 1704 году галерею полностью перестроили — статуи отправили в дворец Марли, а в боскете высадили каштановые деревья — отсюда пошло и название боскета Зал Каштанов. Украшением боскета стали 8 античных бюстов и 2 статуи (Marie 1968, 1972, 1976, 1984; Thompson 2006; Verlet 1985). От первоначального декора сохранились два круглых фонтана, расположенные с двух сторон боскета.

Бальный зал

В расположенном западнее Южного партера и южнее Фонтана Латоны боскете, спроектированном Андре Ленотром и построенном в 1681—1683 годах, находится полукруглый ступенчатый каскадный водопад, служивший декорационным задником для этой зеленой комнаты. По каменным ступеням этого фонтана и ракушкам, привезенным сюда с африканских берегов и Мадагаскара, каскадами струится вода. В боскете были установлены торшеры из золоченого свинца, которые держали канделябры, освещавшие пространство вокруг. В центре боскета, легко доступный, мраморный «островок» служил для танцев, в которых Людовик XIV был признанным искусником. Музыканты рассаживались наверху каскада, а напротив был расположен амфитеатр, ступени которого выстилались газоном, что позволяло зрителям удобно сидеть. Бальный зал был торжественно открыт в 1683 году сыном Людовика XIV, Великим Дофином, на устроенном здесь балу. Бальный зал перестроили в 1707 году, при этом центральный островок убрали и устроили дополнительный вход (Marie 1968, 1972, 1976, 1984; Thompson 2006; Verlet 1985).

Изображения боскетов

Боскеты в парке Версаля по состоянию на 17-й век

Современные виды садов Версаля

Боскет «Зал Балов», современный вид

Колоннада и статуя «Похищение Персефоны»

Грот Аполлона, современный вид

Бассейн Аполлона — Фонтан Аполлона, современный вид

«Версаль, Сад Короля» работа Раймундо де Мадрасо и Гарреты, 1914—1920, холст, масло, 17 x 30 см, Музей Ламбине