Церковь святых жен мироносиц. Дюссельдорфский парк: особенности, история возведения, храм в парке Приписные храмы и часовни

В одном из самых быстрорастущих районов Москвы, возле метро "Братиславская", находится Дюссельдорфский парк. Зону отдыха открыли в 2009 году. До этого момента на месте парка была ничем не примечательная зона отдыха десятого микрорайона. После приняли решение изменить название в честь города, откуда были приглашены дизайнеры и строители. Они воплотили ландшафтные задумки, разбили красивые цветники. Теперь во время прогулок по парку Дюссельдорфскому создается впечатление, что находишься в Германии.

Особенности парка в Марьино

Парк разбит на территории в 9.4 га, на холмистой местности. У подножья располагается пруд. В этом месте полностью искусственный ландшафт, но он смотрится как естественный природный парк.

Вокруг холма, у пруда, по территории Дюссельдорфского парка проходят благоустроенные дорожки, аллеи с лавочками. Зона красиво озеленена: у аллей растут березы, клены, хвойные растения. Весь Дюссельдорфский парк гармонично разбит на территории.

На одной из площадей установлен дюссельдорфский радшлегер. Это мальчик, выполняющий переворот колесом. Он считается символом Дюссельдорфа. Интересным решением стало размещение указателей в немецком стиле. На территории Дюссельдорфского парка располагается храм святых Жен-Мироносиц.

История храма

Слушания о том, что нужно построить в Дюссельдорфском парке храм Жен-Мироносиц, прошли 6 февраля 2012 года. Жители Марьино единогласно поддержали его закладку. Причем по выбранному проекту, помимо храма, на территории парка должен быть построен дом-притча.

В конце апреля на том месте, где планировалось строительство, прошел молебен.

14 августа 2012 года по благословению епископа Воскресенского Саввы был установлен Поклонный крест, а через четыре дня он был освящен благочинным протоиереем А. Родионовым. С этого дня перед крестом каждую субботу стали совершать молебны.

В начале декабря настоятелем строящегося храма был назначен Михаил Сергеев.

4 января 2015 года епископ Воскресенский Савва совершил чин малого освящения храма и первую литургию в нем. За день до этого момента в храме был установлен иконостас.

Жены-Мироносицы

Жены-Мироносицы - это женщины, которые принимали Христа в своих домах во время его путешествий. Они же пошли к месту распятия Иисуса. Женщины стали свидетельницами страданий Спасителя. Они с самого раннего утра в воскресенье поспешили к Гробу Господню, чтобы помазать его тело миром. И они же первыми узнали, что Спаситель воскрес.

Авторы Евангелий говорят имена этих женщин: Мария Магдалина, Саломия - мать Иоанна и Иакова Зеведеевых, Мария - матушка Иакова, Иоанна - жена Хузы. В Священном писании говорится и о Марии, и о Марфе, Сусанне. Эти женщины вошли в литургические тексты под общим именем Жен-Мироносиц.

По писанию, Мария Магдалина пришла первой к Гробу Господнему. Когда же она увидела, что Иисуса в нем нет, она плакала, считая, что тело было похищено.

После ухода апостолов у гроба осталась Магдалина. В это время ей было явление Христа, которого она приняла сначала за садовника. Он попросил сказать о его воскрешении. Когда Мария направлялась к апостолам, она встретила вторую Марию и сообщила ей благую весть. И Христос явился еще раз, повелевая сообщить благую весть. Услышав о воскрешении, ученики не поверили.

По другой версии, Христос первым явился не Магдалине, а своей матери Марии. В Евангелии от Матфея Иисуса первыми увидели Жены-Мироносицы.

В облике их церковь видит не только тех, кто помогал Христу, но и других крестьянских женщин. Их лица отображаются на иконах.

В православии третья неделя Пасхи носит название Неделя Жен-Мироносиц. На ней родственники, дети, друзья должны поздравлять своих близких - матерей, сестер, супруг.

Расписание богослужений

По расписанию богослужений в храме в Дюссельдорфском парке по понедельникам и субботам каждой недели в 9.00 совершаются литургии. Вечерние служения проходят в 17.00 и в 18.00, но не каждый день. В будние дни, по вторникам, средам и пятницам, проходят вечерние литургии. В выходные вечерние служения проводят в пять часов вечера.

Дюссельдорфский парк в Москве - это уникальное место, где можно не только отдохнуть, но и посетить храм. Его строительство позволило людям отказаться от дальних поездок в храмы, ведь теперь в Марьино появилась своя, пусть и небольшая, церковь, расположенная в красивом месте.


Графическая реконструкция церкви Зачатия Анны
реконструкция Л.А. Давида

Зарядье является одним из старейших районов Москвы и представляет сегодня большой потенциал для археологических исследований. Несмотря на то, что фундаменты гостиницы "Россия" разрушили 2/3 площади возможного археологического пласта, тем не менее что-то удалось археологам изучить в 1940-1950-е годы перед закладывание фундамента 8-й высотки (Изначально планировалось на месте снесенных кварталов Зарядья построить высотку и даже заложили фундамент с каркасом первых этажей, но строительство заморозили и через пару десятилетий фундамент использовали для строительства гостиницы).


Особый интерес для меня представляет найденный во время раскопок 1955 года фундамент в северо-западной части Зарядья. Находка была подробно исследована в 1956 году. Остатки сооружения находились с северо-западной стороны пересечения Елецкого и Максимовского переулков.


Застройка Зарядья до 1930-х. Красным обозначено место найденного фундамента

Фундамент сохранил в себе не только факт существования сооружения, но и его историю. Сталкиваться с ситуацией, когда в 20 веке храм переделывали в светское сооружение, жилое или хозяйственное, мне доводится часто, да и причины таких трансформаций понятны, потому интересно посмотреть схожие сценарии жизни и перестройки храма в дальней исторической перспективе.


План найденных фундаментов

Найденный фундамент высотой 1,8 метра позволяет различить два этапа формирования сооружения. Стены помещения 1 сложены из блоков белого камня и имеют схожую структуру кладки, что и подклет церкви Зачатия Анны, что в Углу. Стены помещения 2 были возведены одновременно со стенами помещений 1 и 4. При этом помещение 2 никак не использовалось после переделки. Датировка первого этапа строительства определяется между концом XV века и третьей четверти XVI в., а камень, использованный в забутовке соответствует памятникам Москвы XVI века. С западной стороны здания было найдено кладбище.

Все это вместе с историческими письменными свидетельствами указывает на то, что это ядро некогда представляло собой основание небольшой бесстолпной церкви Жен Мироносиц.


Реконструкция основания храма Жен Мироносиц. Изображение
перевернуто, для соответствия плану выше.

Реконструировать сооружение второго этапа сложнее. Стены помещений 3,5,6,7,8 выше уровня земли были выложены из одного строительного материала - кирпича, что указывает на их одновременность строительства. Своды и часть стен помещения 3 выполнены из белого камня, который, возможно, был получен из разборки более древнего сооружения, а возможно и фрагментов первоначального храма. Датировать кирпич сложно, т.к. он не соотносится с другими строительными этапами, но ближе всего он соответствует кирпичу начала XVII века из которого был возведен Казанский собор в Москве.

Некоторые признаки позволяют считать вторым этапом существования здания в качестве гражданской постройки. Помещение 3 выстроено в форме прямоугольника, вытянутого с запада на восток, что не встречается в бесстолпных храмах той поры, кроме того, при предположении нахождения храма выше, вход оказывается с восточной стороны, что для церковного здания недопустимо. Стены помещений 5,6,7 и 8 имеет незначительную толщину в полтора кирпича, что опровергает нахождение выше массивных храмовых стен.

В определении времени и назначения сооружений помогают архивные письменные источники. На территории квартала в середине XVI века возникло английское подворье. Английский двор занимал участок между церковью Варвары и церковь Максима. Одной стороной он выходил на варварку, а другой на Знаменский (Елецкий) переулок. Между английский двором и церковью Варвары располагался старый Денежный двор.

В южной части квартала была расположена церковь Жен Мироносиц, Первое упоминание об ее постройке относится к 1566 году: церковь была "сделана... в Новом городе у Устюжинского двора". Устюжинский гостинный двор упоминается и в 1638 году. В XV в. каменная церковь еще не существовала, но возможно стояла деревянная небольшая церковь.

В середине XVII века в земельных владениях квартала произошли большие изменения. После ликвидации английского двора в 1649 году его территория передана окольничему Ивану Андреевичу Милославскому, родсквеннику жены царя Алексея Михайловича. В 1657 году он был пожалован боярством, и, по-видемому, ему был отдан как и английский двор смежный купецкий. Расширение владений, имея ограничения в виде церковный владений с северной стороны, осуществлялось за счет частных земель с южной стороны квартала, которые выкупались между 1649 и 1663 годами. Владения Милославского захватили практически весь квартал и окружили церковь Жен мироносиц. "Строельная" книга 1657 года называется его единственным прихожанином.

После смерти Милославского (1663) и его жены (1669) начался процесс дробления его участка. Царь Федор Алексеевич из двора Милославского выделил участок для подворья Благовещенского патриаршего монастыря, что в Нижнем Новгороде. Церковь и прилегающая территория с кладбищем отошла к землям подворья и упоминается в 1677 и 1689 году. "Истари построена церковь и кладбище по всему подворью".

Благовещенское подворье просуществовало 17-20 лет и в 1693 году было продано воронежскому епископу Митрофану. Но в это время уже не упоминается церковь Жен Мироносиц. Последнее ее упоминание приходится на 1677 год, но уже в 1703 году упоминается Благовещенская церковь. В 1678-1681 упоминается строительство подворья, в процессе которого, видимо, была достроена и переименована церковь Жен Мироносиц в Благовещенскую церковь. В этот период была частично разобрана апсида, а на ее месте сооружена хозяйственная постройка.

Пожар в мае 1737 года положил конец существованию подворья, хотя формально оно оставалось за Воронежским архиерейском домом. О характере существовавших палат на Воронежском подворье мы можем судить по офицерской описи 1763 года: там находятся "палаты каменные в три аппартамента, ветхие, в них церковь с приделом ветхая ж, 8 покоев и одни сени, длинною 12,5 сажен, шириною 6 сажен". В 1766 году палаты Воронежского подворья описывались как "каменные, ветхие, обвалившиеся". В том же году появилось объявление о продаже подворья с аукциона с такими словами: "архиерейское с каменным ветхим строением и церковью, о трех аппартаментах и погребами подворье".

В 1772 году подворье продано купцу А.И. Крашенникову. В 1779 году разобрана глава церкви, этот год считается последней датой существования церкви Благовещения. в 1787 году участок продается прапорщику И.П. Сметанину, который в 1790 году построил новое каменное здание, разобрав существовавшие постройки. Остатки фундамента новой постройки перекрывали части фундаментов XVI-XVII веков.

Таким образом можно выделить три этапа.

1566-1676 гг. существование церкви Жен Мироносиц, принадлежащей к типу небольших бесстолпных посадских церквей конца XV - начала XVII в. В отличие от других схожих храмов, этот был интересен наличием северного придела (Никольского), выделенного в отдельный объем, что не характерно для памятников той поры. (стоит упомянуть, что одним из первых, а может быть и первым таким храмом, возведенным сразу с пристроенным приделом является Троицкий собор в Александрове , построенном в 1513 году). Как и многие церкви, храм Жен Мироносиц располагался на подклете, углубленном в землю. Пол церкви сравнительно немного возвышался над землей. Подклет был выполнен из белого камня с фрагментами из маломерного кирпича. Стены верхнего этажа были выложены из кирпича. Под апсидами церкви и придела помещений в подклетном этаже не было. Церковь имела перспективные порталы с белокаменными деталями. Церковь была покрыта чернолощеной черепицей.

1676-1693 гг. Перестройка церкви Жен Мироносиц с переосвящением в домовую Благовещенскую церковь монастырского Благовещенского подворья. В это время была частично разобраны апсиды и сооружена пристройка, имевшая хозяйственное назначение - "погреб каменной... с выходом."

1693-1772 гг. Сооружения описываются как палаты в 3 этажа, с домой церковью, 8 покоями и сенями. На этом этапе история храма закончилась.

Чтобы восстановить примерный вид существовавшей церви Жен Мироносиц можно найти ее аналоги того же периода. Самым близким оказывается церковь Трифона в Напрудном, являющаяся также бесстолпным небольшим храмом, построенном в конце XV - начале XVI веков.

Году в Ямской слободе иждивением приходских людей. Сначала церковь была деревянной. Посвящена она св. Мироносцам потому, что, по преданию, строители ее, прихожане-ямщики, совершали в этот день молебен по случаю выгона скота на пастьбу. В этот же день была ярмарка, в основном конская. В церкви есть иконы св. Власия и Флора и Лавра, которые особенно чтут скотоводы.

Лучшим украшением храма был его иконостас , в который вошли иконы из прежнего храма. В приделах было много чтимых икон. Среди них Казанская икона Божией Матери с крестом-мощевиком; иконы Спасителя; святителя Николая Чудотворца, мучеников Флора и Лавра XVII в., мученика Власия XVII в. В Сретенском приделе особо почиталась калужанами икона Сретения Господня, написанная по заказу граждан г. Калуги во время чумы в г. Мироносицкий храм стоял тогда на краю города по направлению к Москве. 2 февраля того же года, на праздник Сретения Господня, из всех городских храмов в Мироносицкий прошел крестный ход. Здесь перед иконой Сретения горожане молитвенно просили небесного покровительства в постигшем Калугу бедствии. Крестный ход повторился 2 февраля г. из-за эпидемии горячки, вспыхнувшей в городе после войны 1812 г.

Храм был закрыт в г. и далее использовался под складские помещения. С г. Мироносицкий храм является памятником архитектуры и градостроительства республиканского значения .

С года колокольня использовалась как водонапорная башня, для чего внутри ее был смонтирован металлический бак вместимостью около 500 тонн воды, что конструкция выдержала. Арки колокольни были заложены кирпичом.

В г. храм был передан Церкви. 29 апреля г., в Неделю 3-ю по Пасхе, Святых Жен Мироносиц в нем был отслужен первый молебен. Главный престол храма - в честь свв. Жен Мироносиц был освящен в г. архиепископом Калужским и Боровским Климентом . 5 июля 1993 г. председателем приходского совета и ответственным за проведение восстановительных работ назначен игумен Донат (Петенков) . В ходе восстановительных работ была заново покрыта крыша, пол выложен мрамором, проведено отопление, заменена электропроводка, установлены новые рамы и двери, храм отштукатурен и покрашен снаружи, изготовлены иконостасы для главного алтаря и приделов и начата его роспись.