Уровень высшего образования в мире рейтинг. Страны с самой лучшей системой образования. Уровень образования для иностранных студентов: рейтинг лучших стран

Грамотность - ключевой навык и ключевая мера образования населения. В 1820 году всего 12% людей в мире умели читать и писать. Сегодня лишь 17% населения мира остается неграмотным. Уровень грамотности в мире растет.

Несмотря на значительное расширение и на постоянное сокращение , у человечества впереди серьезные задачи. В беднейших странах мира доступ к базовому образованию таков, что широкие слои населения остаются неграмотными. Это ограничивает развитие всего общества. Например, в Нигере уровень грамотности среди молодежи (15-24 года) - 36,5%.

В Западной Экваториальной провинции Южного Судана была развернута национальная кампания «назад к обучению», ориентированная на 400 тысяч детей. 2015 г., Ямбио, Южный Судан. Фото: ООН / JC McIlwaine

Уровень грамотности в мире стабильно растет

Самые ранние формы письменности возникли пять–пять с половиной тысяч лет назад, однако грамотность на протяжении веков оставалась уделом избранных - технологией осуществления власти. Лишь в средние века вместе с развитием книгопечатания уровень грамотности людей западного мира начал меняться. Фактически амбиции всеобщей грамотности эпохи Просвещения смогли приблизиться к реальности в 19–20 веках в раннеиндустриальных странах, отмечает OurWorldInData .

: к 2030 году обеспечить, чтобы все молодые люди и значительная доля взрослого населения, как мужчин, так и женщин, умели читать, писать и считать.

Оценка мировой грамотности 1800–2014 годов

(доля грамотных и неграмотных в мире)

Уровень грамотности постоянно рос до начала двадцатого века. Лишь в середине 20-го века, когда расширение базового образования стало всемирным приоритетом, темпы роста уровня грамотности поднялись.

Уровень грамотности молодежи и людей старшего поколения

Для оценки прогресса в будущем удобно распределять оценки грамотности по возрастным группам. Следующая карта, использующая данные ЮНЕСКО, показывает такие оценки для большинства стран мира. В них видна большая разница в уровнях грамотности разных поколений (увидеть уровень грамотности для разных возрастных групп можно нажав на соответствующую кнопку сверху). Большая разница уровней грамотности отдельных поколений указывает на глобальную тенденцию роста грамотности всего населения.

Что называется грамотностью?

Согласно резолюции ЮНЕСКО 1958 года, неграмотными считаются люди, которые не могут прочитать и написать короткое, простое сообщение о своей повседневной жизни (достижения в области образования отдельных стран см. в , 2016, стр. 230-233 ).

Культура

Британская компания Economist Intelligence Unit провела очень интересное исследование, в рамках которого эксперты пытались выявить факторы, оказывающие наибольшее воздействие на образование, а также определить страны, которые могут похвастаться самыми лучшими образовательными системами.

В результате, первые три места заняли: Финляндия, Южная Корея и Гонконг. Россия в списке на 20 месте.

Лучшее высшее образование

Лидеры и аутсайдеры

После первой тройки места распределились следующим образом: на четвертой строчке Япония, на пятом месте Сингапур. В первую десятку также вошли: Соединенное Королевство, Нидерланды, Новая Зеландия, Швейцария и Канада.



США остановились на 17 месте, Венгрия на 18, Словакия на 19, и Россия на 20.

Авторы исследования (охватившее период с 2006 по 2010 годы) учитывали различные факторы, в частности, процент выпускников школ, поступающих в высшие учебные заведения, число выпускников ВУЗов, а также результаты международных тестов, определяющих уровень грамотности.

Где лучше получить высшее образование?

Факторы успеха



Майкл Барбер (Michael Barber), ведущий специалист исследования, утверждает, что одним из основных факторов, влияющих на уровень образования в стране, является положение учителей. Уровень заработной платы не служит основным показателем.

Положение учителя в обществе гораздо важнее, чем можно себе представить, так же как и место народного образования в системе ценностей.

Чем выше уровень заботы государства об учителях, тем выше их профессиональный уровень. Следовательно, и уровень образования по стране тоже выше.

Успех азиатских стран в этом вопросе объясняется повышенным вниманием властей к этой сфере жизни, а также пристальным вниманием родителей к успеху своих детей именно в сфере образования.

Лидеры и их пути

Почему Финляндия, Южная Корея и Гонконг вошли в тройку лидеров? Каковы особенности образования в этих государствах?

Где лучшее образование?



Итак, Финляндия. Прежде всего, стоит отметить значительное внимание к образованию со стороны государства. Образование в этой стране бесплатно для всех. В финских школах бесплатно предоставляются учебники, детей бесплатно кормят и бесплатно привозят в школу и отвозят домой.

Доступны и дошкольные организации, которые работают с 6 утра до 18.00, что очень удобно для родителей, работающих в разные смены. Высшее образование здесь также бесплатно, в том числе и для иностранных студентов.

Образовательные учреждения всех уровней оборудованы на отлично.



В результате реформ, проводимых в 1980-х годах, страна достигла невероятного прогресса в области образования. Эти реформы значительно повысили уровень жизни в Финляндии, которая когда-то была частью Российской империи.

Отношения между учителем и учеником очень демократичны, а авторитет учителя крайне высок, это выражается в заработной плате и в предоставляемых социальных благах.

Интересно, что каждый четвертый учитель в Финляндии – мужчина. Есть мужчины и среди дошкольных педагогов. И это не удивительно, потому что зарплата учителя в Финляндии позволяет мужчине содержать семью.

Лучшая система образования



В Финляндии уровень профессионального образования достаточно высок. В стране функционирует разветвленная сеть профессионально-технических училищ, при этом, не нужно сдавать специальных экзаменов, чтобы попасть в них.

Большая сеть хорошо оборудованных библиотек также способствует высокому уровню грамотности и образованности населения Финляндии.



В Южной Корее образование – это необходимость каждого корейца, желающего продвинуться по социальной лестнице, а государство, в свою очередь, активно помогает таким людям во всех отношениях.

В стране работают частные и государственные образовательные учреждения. Уровень и авторитет последних, как правило, выше.

За прошедшие 10 лет уровень южно-корейских университетов значительно вырос. Об этом можно говорить, следя за значительным ростом иностранных студентов, приезжающих получить теоретические и практические знания именно в Южную Корею.



Ведущие университеты государства получают щедрые финансовые гранты, с помощью которых они могут обеспечить себе высокий уровень профессорско-преподавательского состава, а также приобрести современное научное оборудование.

Мощь образования, в особенности высшего, невероятно сильна в стране. Без образования человек не сможет занять достойное место в иерархическом обществе Южной Кореи. Таким образом, роль учителя крайне высока.

Это находит отражение в высоких заработных платах учителей, а также в отношении к этой профессии в обществе в целом. Только учитель в Южной Корее может дать человеку путевку в жизнь и подготовить его к различным экзаменам, которые определят его будущее.

Высшее образование в Южной Корее платное, но плата за обучение сравнительно невысокая – около 1500-2000 долларов в год. Таким образом, высшее образование является широко доступным.

В какой стране лучшее образование?



Дело в том, что образовательная система Гонконга очень схожа с английской и американской, но в то же время есть и отличия. Университеты Гонконга всегда занимают верхние строчки различных международных рейтингов с точки зрения качества образования, а дипломы ВУЗов этого государства признаются во всем мире.

В Гонконге активно функционируют восемь университетов, в которых люди могут заниматься как профессиональной подготовкой, так и получить полное высшее образование. Университеты предлагают множество дисциплин на выбор, а занятия ведутся на английском языке.



Характерной особенностью образования в Гонконге является возможность познакомиться с местной культурой, языком и традициями. Опыт работы в Китае приобретает все большую значимость на Западе в последнее время.

Стоит отметить, что образовательные учреждения Гонконга уделяют большое внимание гармоничному и всестороннему развитию студентов.



Россия, как уже упоминалось, занимает последнее, 20 место в британском рейтинге. Мы не будем говорить о роли учителя в русском обществе, о его заработной плате, о роли образования в достижении карьерных высот, о доступности и качестве образования, а также о среднем и профессиональном образовании в России.

России необходимо срочно обратить свое внимание на уровень образования в стране, в противном случае, мы можем потерять и людей, и государство.

Выбирая страну для обучения, хочется иметь какие-то ориентиры, поэтому часто в поиске будущие студенты рассматривают результаты различных рейтингов. Если в рейтинге вузов еще как-то можно разобраться, то с рейтингом стран по уровню образования все намного сложнее.

Однако такие рейтинги тоже существуют. Один из самых известных - индекс уровня образования в странах мира (Education Index), который высчитывается в рамках Программы развития Организации Объединенных Наций (ПРООН). Этот индекс грамотности взрослого населения и индекс совокупной доли учащихся, получающих образование, поэтому эти данные говорят больше о доступности образования, чем о его качестве. Так, высшее строчки в рейтинге занимают Новая Зеландия, Норвегия, Австралия, Ирландия и США.

Более полезным для будущих студентов будут рейтинги, отражающие эффективность образовательной системы. Например, существует рейтинг Universitas 21, составляемый ведущими академическими университетами мира. При составлении этого рейтинга учитываются образовательная среда, доступные образовательные ресурсы в стране, сотрудничество в образовании и результативность. Последний показатель является самым важным - его удельный вес в рейтинге составляет 40%. Верхушку рейтинга занимают США, Швеция, Швейцария, Канада и Дания. Интересно, что Новая Зеландия, победительница в индексе образования по версии ООН, в рейтинге, составленном университетами, занимает всего лишь 14-е место.

Интересные данные получила британская компания Pearson в результате исследования лучших систем образования. Лидерами оказались Южная Корея, Япония, Сингапур, Гонконг, Финляндия и Великобритания. В десятку также вошли Канада, Нидерланды, Ирландия, Польша и Дания. США заняли 14-е место и оказались на строчку ниже России. Такие данные получились, в том числе, на основании результатов выпускных баллов школьников, уровня грамотности и количества поступивших в университеты.

Однако этих данных при выбора страны для обучения все равно мало. Данные рейтинги ориентированы на жителей страны и описывают систему образования как один из показателей уровня развития государства. Для иностранца, планирующего обучение за границей, важна не только сама экономическая ситуация в стране и качество образования, но и такие факторы, как стоимость обучения, возможность работать и проходить стажировку, трудоустройство, наличие стипендий и т.д. Кроме того, нужно принимать во внимание и специальность, и вид образования.

Рейтинг стран по уровню образования (для иностранных студентов)

Среднее образование

  1. : престижность (особенно это касается школ-пансионов), возможность поступать после школы в любой университет мира, высокое качество образования и воспитание характера.
  2. : маленькие классы, внимание к каждому ученику, ориентация на практические занятия, учителя со степенью магистра.
  3. : качественное европейское образование, подготовка к поступлению в ведущие вузы мира, отличная экология, богатая культура, учебная программа, включающая занятия спортом, музыкой и искусством, международное окружение.
  4. : в отличие от США, где разброс школ по качеству образования очень велик, канадские средние учебные заведения более однородны и на порядок превосходят американские. Выпускники канадских школ могут поступать практически в любой вуз мира без дополнительной подготовки.
  5. : возможность учиться на английском языке по международной программе или учебному плану британских средних школ, но намного дешевле, чем в Великобритании, диплом о среднем образовании, с которым можно поступать в любой вуз мира.

Высшее образование (бакалавриат)

  1. : британские вузы славятся своими традициями, высоким качеством образования и престижным дипломом. Даже если речь идет не о знаменитых Оксфорде и Кэмбридже, диплом британского университета будет отлично смотреть в резюме. Кроме того, получение высшего образования в Великобритании дает хорошую возможность начать там карьеру.
  2. : бесплатное обучение в государственных вузах, огромный выбор программ, фундаментальное образование и европейский диплом - причины поехать получать высшее образование в Германию.
  3. : хотя не все американские вузы можно назвать сильными, в стране достаточно учебных заведений с безупречной репутацией (например, университеты, входящие в престижную Лигу плюща), большой выбор программ, в том числе дистанционных, гибкий подход к обучению и возмож
  4. : очень комфортная страна для проживания, развитая экономика, хорошие карьерные возможности и высокое качество высокое образования, но раза полтора-два раза дешевле, чем в США и многих странах Европы.
  5. : большой выбор программ на английском языке, прекрасно оснащенные университеты и научно-исследовательские центры, европейский диплом, высокий уровень жизни в стране, право на работу во время учебы для иностранных студентов.

Магистратура

  1. : большой выбор программ, как прикладных, так и научно-исследовательских, возможность обучаться бесплатно (в государственных вузах) или получать стипендию, много англоязычных программ, престижный диплом.
  2. : возможность учиться бесплатно или за символическую плату, право совмещать работу и учебу и проходить практику в местных компаниях, англоязычные программы, европейский диплом, который признается во всем мире.
  3. : огромный выбор программ по самым разным специализациям, гибкая система обучения, хорошая возможность установить полезные контакты, а также найти работу после выпуска.
  4. : престижный диплом, международная направленность программ, фундаментальные знания, стажировки в британских компаниях.
  5. : низкая стоимость при высоком качестве образования, стипендии для студентов, в том числе и для иностранцев, большой выбор направлений и специализаций, возможность обучаться на исследовательской или профессиональной (более прикладной) программе.

MBA

  1. : Америка - родина бизнес-образования. Здесь сосредоточено большинство известных и престижных бизнес-школ (Harvard Business School, Columbia, Stanford Graduate School of Business, Haas Business School - University of California Berkeley, Wharton - University of Pennsylvania, Kellogg School of Management), диплом которых котируется во всем мире.
  2. : Лондон остается одним из мировых экономических центров и очень привлекателен и для карьеристов, и для предпринимателей, а британские школы славятся своей международностью и отличное подготовкой, особенно в области финансов. Самые известные учебные заведения - London Business School, London School of Economics and Political Science, Said Business School (Оксфорд), Judge Business School (Кэмбридж) и Warwick Business School.
  3. : Высокий уровень жизни по западным стандартам и географическая близость к развивающимся рынкам Азии в сочетании с качественным и менее дорогим, чем в США, образованием в местных бизнес-школах (например, Australian Graduate School of Management и Melbourne Business School) делают Австралию привлекательным местом учебы и работы для дальновидных карьеристов.
  4. : Cтрана славится высоким качеством образования в соответствии с европейскими стандартами. Тут находятся одни из лучших в Европе и мире бизнес-школ - INSEAD, HEC Paris и EMLYON.
  5. . Страна с хорошей экономикой, большими возможностями, ненасыщенным рынком труда и высоким уровнем жизни, Канада привлекательна для бизнес-студентов, которые хотят делать карьеру в Северной Америке и при этом потратить на образование меньше, чем в США. Из бизнес-школ наиболее популярны Schulich’s Business School (York University), Rotman School (University of Toronto), Sauder Business School (University of British Columbia’s Sauder Business School, Desautels School (Mcgill University).

Аспирантура

  1. : большое число университетов, огромный выбор программ, прекрасно оснащенные лаборатории и научно-исследовательские центры, множество организаций, которые поддерживают науку стипендиями и грантами.
  2. : отличная научно-исследовательская база, хорошие возможности для тех, кто занимается исследованиями в области естественных наук.
  3. : фундаментальный подход, расположение в центре Европы и возможность общаться с другими учеными, хорошая финансовая поддержка проектов, особенно в области естественных и технических наук.
  4. Новая Зеландия: аспирантура в Новой Зеландии - хороший шаг на пути к международной карьере в науке.
  5. : богатые традиции, серьезная научная база, “зведные” преподаватели и хорошие перспективы после защиты.

Направления обучения

Найти программу по конкретной специальности можно практически в любой стране. Однако существует негласная специализация стран: например, изучать дизайн и искусство лучше ехать в Италию, а высокие технологии - в Швецию.

  • Юридическое образование: США, Великобритания, Австралия, Германия
  • Экономическое образование: Великобритания, США, Швейцария, Германия
  • Техническое образование: Германия, Швеция, Гонконг, Сингапур, Китай
  • Естественные науки: Швеция, Австрия, Германия, Новая Зеландия, Австралия
  • Медицинское образование: Швейцария, Швеция, Израиль, Чехия, Германия, США
  • Гуманитарное образование: Франция, Великобритания, Италия, Испания

Стоимость высшего образования

Высокая стоимость образования за границей - одно из основных препятствий. Однако, многие европейские страны позволяют иностранцам учиться в вузах бесплатно, и даже в США такие престижные университеты, как Принстон, Гарвард и Йель, предоставляют стипендии для студентов из семей с небольшим доходом и не обязывают брать образовательные кредиты.

Список европейских стран, где можно получить качественное образование бесплатно (в государственных вузах):

  1. Австрия
  2. Бельгия
  3. Германия
  4. Испания
  5. Италия
  6. Норвегия
  7. Польша
  8. Финляндия
  9. Швеция
  10. Чехия

Полезные ссылки:

  • www.hdr.undp.org/en Программа развития Организации Объединенных Наций (ПРООН)
  • www.universitas21.com Сообщество академических университетов мира
  • www.sq.com Рейтинги вузов по версии британской компании QS
  • www.colleges.usnews.rankingsandreviews.com/best-colleges Рейтинг американских университетов
  • Мировой рейтинг вузов

Foto: PantherMedia/Scanpix

Недавно британское издание The Times опубликовало рейтинг самых лучших систем обучения в мире. Этот рейтинг был основан на результатах, полученных при помощи Международной программы по оценке образовательных достижений учащихся (PISA) – теста, оценивающего грамотность школьников и их умение применять полученные знания.

Само тестирование происходит раз в три года, а участие в нем принимают подростки в возрасте 15 лет. Впервые тест был проведен в 2000 году, и первое место в нем заняла Финляндия. Как ни странно, через 12 лет наши скандинавские соседи показали точно такой же результат: первое место в тесте PISA. Места со второго по пятое заняли четыре азиатские страны: Южная Корея, Гонконг, Япония и Сингапур, обозначив тем самым высочайший уровень образования в целом регионе.

И лишь на шестом месте оказалась система образования Великобритании – пользующаяся неизменной популярностью на постсоветском пространстве. Седьмое место досталось Голландии, восьмое – Новой Зеландии, на девятой строчке в исследовании закрепились школьники из Швейцарии и на десятом – канадские подростки. Ни США, ни тем более Россия в первую десятку не попали.

В чем секрет успеха стран с самыми лучшими системами образования? Портал DELFI решил чуть более подробно рассмотреть системы образования первых семи стран из последнего списка PISA.


Foto: AP/Scanpix

В Финляндии дети в обязательном порядке поступают в школу в тот год, когда им исполняется семь лет. За год до этого дети получают право на предварительное начальное образование, которое может быть реализовано в детском саду или школе. Но оно не является обязательным.

Первые шесть лет своего обучения финские школьники не получают оценок и не корпят дома над тетрадями и учебниками в попытках решить домашнее задание. Тоже самое касается и экзаменов – это редкость в начальных классах финских школ.

Все дети, вне зависимости от своего уровня знаний, занимаются вместе. Отчасти это является причиной того, что разница между самым способным и самым бездарным учеником в Финляндии не является величиной катастрофической.

Максимальное количество учеников в классе – 16 человек. Это позволяет учителям уделять внимание каждому конкретному ученику, а детям больше времени проводить не в попытках расслышать, о чем говорит преподаватель, а занимаясь практическими заданиями.

Ученики основной школы в Финляндии проводят на переменах до 75 минут в день по сравнению с 29 минутами в США.

Учителя при этом проводят непосредственно перед аудиторией не больше четырех часов в день и два часа в неделю посвящают исключительно профессиональному росту.

Вообще в Финляндии к учителям относятся с большим уважением, но и требуют от них многого. Каждый учитель в стране должен иметь степень магистра. При этом для того, чтобы попасть на свою первую работу в школу, нужно быть как минимум с 10% лучших выпускников своего курса.

Популярность профессии в стране говорит сама за себя: в 2006 году на 660 мест учителей основной школы претендовали 6 600 человек. При этом средняя зарплата учителя в Финляндии составляет около 25 000 евро в год.


Foto: Reuters/Scanpix

В школу корейские дети идут с шести лет. До этого в стране есть возможность отдать ребенка в детский сад (с трех лет), в котором происходит начальное обучение, но это совершенно не обязательно.

Начальная школа длится в Южной Корее шесть лет (с 6 до 12 лет ребенка), после чего тот переходит в неполную среднюю школу, в которой учится до 15 лет. Чаще всего дети поступают в школу, которая находится рядом с их домом и не имеют возможность выбрать себе учебное заведение до тех пор, пока в 15 лет им не придется сделать выбор между дальнейшим профессиональным или академическим образованием в так называемой старшей средней школе.

Школьную программу в стране разрабатывает Министерство образования, науки и техники, каждые 10 лет она пересматривается. Каждая школа должна обучить своих учеников перечисленным в ней дисциплинам. Тем не менее, руководство учебного заведения имеет право добавить в список предметов что-то свое.

В начальной школе учениками занимается один учитель. Он преподает этику, корейский язык, математику, основы естественных и общественных наук, музыку и рисование. Кроме того в школах в обязательном порядке детям прививают навыки решения разнообразных проблем, традиции и культуру страны, а также укрепляют основные жизненные принципы, описывая реальные "случаи на производстве" .

Неполная средняя школа, в которую дети поступают в 12 лет, предъявляет к своим ученикам гораздо более серьезные требования: подростки проводят в школе по 14 часов в день по пять дней в неделю. При этом общее количество учебных часов в год достигает тысячи. Количество студентов при этом в одном отдельно взятом классе возрастает с примерно 26 до 35 человек.Никаких экзаменов для перехода в следующий класс в Южной Корее не предусмотрено. Ученики переходят дальше исключительно в силу возраста. Вступительные экзамены придется сдавать лишь перед поступлением в старшую среднюю школу в 15 лет. Вместо этого южнокорейских учеников регулярно оценивают по нескольким параметрам вроде успеваемости по предметам, внеклассной активности и посещаемости уроков, особым достижениям и нравственному развитию. Все эти данные, тем не менее, не будут использованы раньше, чем подросток примет решение, куда ему поступать.

Учитель – очень уважаемая в Южной Корее профессия, не в последнюю очередь из-за стабильности работы, отличных условий труда и достаточно высокой заплаты. В среднем учитель может рассчитывать на 41 000 евро в год, а множество предусмотренных "плюшек" могут повысить эту сумму до 62 000. Все учителя обязаны иметь степень бакалавра, а набор преподавательского состава осуществляется из 5% лучших выпускников университетов.


Foto: AP/Scanpix

Система образования в Гонконге сильно напоминает по своей структуре южнокорейский вариант. От трех до шести лет дети посещают садик, где к их услугам дошкольное образование, предоставляемое в отличие от Южной Кореи частными организациями. В шесть лет ребенок поступает в начальную школу, в 12 переходит в неполную среднюю, где учится до 15 лет. Напоследок его ждут два года в старшей средней школе.

В Гонконге ученики не привязаны так сильно к своему месту жительства и той школе, которая расположена рядом. До 50% учеников школы могут не проживать в ее ближайшем окружении. При этом, впрочем, стоит учесть, что порядка 60% от общего числе не живущих рядом со школой студентов зарезервировано под детей персонала школы и родных братьев и сестер тех детей, которые уже учатся в данном учебном заведении.

Никаких экзаменов в первые шесть лет обучения для детей не предусмотрено. До 2012 года система образования в Гонконге предусматривала два экзамена: один после окончания неполной средней школы и второй после завершения обучения в старшей средней школе. С будущего года экзамен останется только один – после окончания всего цикла обучения.

В гонконгских школах есть несколько программ обучения: утренние, после обеда или рассчитанные на весь день. Большинство учебных заведений придерживается последнего варианта.

Многие программы предусматривают не только обучение подростков в классах, но и их активное практическое применение вне пределов школы. Обучение ведется на китайском языке, английский используется в качестве второго учебного языка.

В Гонконге, как и в Корее, большое количество усилий направлено на модернизацию процесса обучения и максимальному сокращению бумажных источников информации в учебном процессе.

Не смотря на значительное количество учеников в классе – порой их число может достигать 40 человек – учитель в Гонконге проводит непосредственно перед аудиторией всего 10-12 часов в неделю.


Foto: AFP/Scanpix

Вариант японского школьного образования минимально отличается от некоего общего азиатского "стандарта": опциональные три года обучения в детском саду, затем шесть лет начальной школы, после чего три года неполной средней и еще три старшей средней школы.

Обязательными для японских школьников являются шесть лет начальной школы и три года неполной средней. После чего 15-летний подросток может хоть вообще не учиться, однако почти 95% японских школьников выбирают дальнейшее обучение в стершей средней школе.

Среди обычных для начальной школы предметов вроде родного языка и литературы, арифметики, общественных наук, музыки и физкультуры, встречаются также нравственное воспитание и самоконтроль.

В начальной и неполной средней школе японские учителя используют принцип "целостного обучения", что значит, что в каждый момент времени все ученики в классе работают над одной и той же задачей. Несмотря на это уроки редко принимают форму лекции, чаще всего это совместное обсуждение или работа над проектами и общими заданиями.

До недавнего времени японские школьники были вынуждены проводить в школе шесть дней в неделю, делать невозможное количество домашних заданий, а между этими двумя вещами еще и находить время для репетиторов (особенно в момент подготовки к экзаменам в университет). Новые реформы сократили школьное расписание в Японии до пяти дней в неделю, однако количество задаваемого на дом материала не изменилось. Прибавим сюда короткие летние каникулы и получим портрет типичного японского школьника, замученного внеклассным обучением чуть ли не больше всех остальных его ровесников из других стран мира.

Экзамены в японских школах проходят по окончании неполной средней школы и старшей средней школы и имеют большое влияние на то, куда попадет ученик на следующем этапе обучения. В течение же всего курса обучения в школе учителя оценивают студентов при помощи разнообразных тестов и домашних работ. Классные руководители при этом проводят большое количество времени со своими учениками не только в стенах школы, но и за ее пределами.

Профессии учителя в Японии является весьма уважаемой и достаточно сложной для того, чтобы ее получить. Только 14% стремящихся стать учителями, получают в итоге дипломы педагогов и лишь 30-40% получивших находят себе работу в качестве учителя.

Средняя зарплата учителя после 15 лет работы в школе составляет порядка 38 000 евро в год, а проводят они в классах почти в два раза меньше времени, нежели их коллеги в США (27% от их общего рабочего времени по сравнению с 53%).


Foto: AFP/Scanpix

В школу в Сингапуре дети идут с шести лет. Обучение в ней разделено на несколько этапов, обязательным из которых является лишь первый – шесть лет начальной школы. Дальше идет средняя школа с множеством разнообразных вариантов, финалом – предуниверситетский курс.

В основной школе (там учатся до 12 лет) детей учат родному языку, английскому языку (в обязательном порядке), математике и множеству мелких, но важных предметов вроде эстетического воспитания, физкультуры, музыке и т.д. по окончании начальной школы детей ждет экзамен, который так и называется Primary School Leaving Examination.

После этого можно больше никуда и не поступать, но подавляющее большинство детей предпочитает потратить еще как минимум четыре года на обучение. В средней школе существует разделение по курсам: специальный (4-6 лет), экспресс (4 года), нормальный академический (5 лет), нормальный технический (4 года) и предпрофессиональный (1-4 года).

В зависимости от курса ученики получают Генеральное свидетельство об образовании разных уровней (в порядке возрастания – N, O или А) и могут или остановиться на этом, либо продолжить обучение дальше и по получении свидетельства уровня "А", поступить в университет.

Учителем в Сингапуре становится далеко не каждый желающий им стать. Потенциальных преподавателей отбирают из 30% лучших выпускников университетов. Но даже и это не всегда помогает стать учителем, поскольку конкурс на место в школе очень велик.

Помимо зарплаты – средняя в районе 35 000 евро в год – учителя в Сингапуре имеют шанс получить значительное количество бонусов, порой достигающих 30% их зарплаты. Сумма бонуса вычисляется по результатам строгой ежегодной проверки деятельности учителя, его профессиональных качеств, видимого потенциала и активного в работе родного учебного заведения.


Foto: Scanpix

Британская система образования, кажется, вообще не зависит от того, какое место страна занимает в тестах PISA – туда ехали, едут и ехать будут. Не в последнюю очередь из-за некоего налета элитарности британских учебных заведений. Особенно если речь идет о школе-интернате, возраст которой вспоминают не иначе как с благоговением.

Чаще всего подобные пансионы являются, во-первых, довольно элитными как с точки зрения собранного в них общества, так и с точки зрения финансов, необходимых для обучения там ребенка. А, во-вторых, выбранный пансион скорее всего будет исключительно для мальчиков или для девочек. В пользу раздельного воспитания приводится множество аргументов, точно также как и в пользу совместных школ, при этом ни один из них определяющим не является.

В целом образование в Великобритании начинается в пять лет, когда ребенок поступает в начальную школу. Обучение в ней длится до 12 лет, причем домашних заданий в это время в английской школе может и не быть.

Эта возможность появилась у учителей начальных классов в начале 2012 года, когда министр образования страны заявил, что теперь каждый учитель будет решать сам, задавать ли ему что-то на дом или обойтись другими средствами. Проверка усвояемости материала чаще всего проводится при помощи эссе или проекта, который необходимо выполнить. Впрочем, для учеников средней школы такие послабления вводить отказались.

Обучение в начальной школе заканчивается экзаменом – Common Entrance Examination. Успех при сдаче экзамена – билет в среднюю школу. Там подросток проводит еще несколько лет и в 16 лет сдает очередной выпускной экзамен – GCSE (сертификат о получении общего среднего образования). Наличие этого сертификата является обязательным условием для всех учащихся в Великобритании.

Школы в Великобритании также стараются придерживаться тех правил, которые сформировались когда-то давно и с тех пор являются неотъемлемой частью британского образования – обязательная школьная форма, активное участие в благотворительности, регулярные социальные работы.

До 8 лет занятия чаще всего ведутся одним учителем, после этого появляются учителя-предметники и большее внимание начинает уделяться тому, что является необходимым для успешной сдачи выпускных экзаменов в школе.

В закрытых школах-пансионах обучение может происходить на индивидуальной основе или в группах, где дети собраны по способностям. Появляются также дополнительные предметы, которых может не быть в обычной школе. В этом нет ничего удивительного, поскольку частные школы в Англии имеют право не придерживаться национальной программы обучения. Чаще всего, в школах-интернатах оставляют костяк этой программы, просто добавляя к ней большое количество курсов, среди которых можно выбрать нужные.


Foto: Publicitātes foto

Дети в Голландии могут начать посещать дошкольные учебные заведения с трех лет, но чаще всего это происходит в 4 года, а с пяти лет является обязательным. С пяти до 12 лет лети в Нидерландах посещают начальную школу, после окончания которой им придется сдавать экзамен.

Результаты экзамена в значительной степени определяют, куда дальше пойдет учиться ребенок. Перед ним открывается три возможности: подготовительное среднее образование (VMBO) – 4 года, общее среднее или предуниверсистетское образование (HAVO) – 5 лет, предуниверситетское образование (VWO) – 6 лет. Впрочем, в первые два года обучения их образовательные программы практически копируют друг друга, что значительно облегчает переход между ними тех учеников, которые по каким-то причинам решили сменить программу в целом. Начиная с 2007 года, окончание одной из этих программ является для учеников обязательным.

Образовательную программу устанавливает голландское министерство образования, культуры и науки, но любая школа имеет право добавить в ее то, что посчитает необходимым для обучения. В начальной школе подростки учат сразу три языка – голландский, фризский и английский, математику, общественные науки, занимаются рисованием и физкультурой.

По окончании начальной школы проводится экзамен, который представляет собой тест с несколькими вариантами ответов на вопросы и предназначен скорее для выявления способностей подростка к тем или иным науках, недели для обычной оценки его знаний. Кроме того, учителя и директор школы составляют подробный отчет о работе того или иного ученика, который будет использован при поступление подростка в среднюю школу.

В течение процесса обучения знания учеников оцениваются привычными для нас методами: оценками за домашнюю работу, работу в классе и устными экзаменами.

Помимо прочего в работу школ обычно активно вовлечены родители учеников. Более 90% родителей выполняли для школ какую-то одноразовую случайную работу; 53% помогали в преподаванием в классах; 56% были членами родительских комитетов в разное время и 60% обеспечивали и обеспечивают помощь за пределами классной комнаты – в библиотеке, школьной газете, подготовке учебных материалов и т.д. Все это позволяет им быть в курсе всех проблем и успехов собственных детей и направлять их при необходимости в нужную сторону.

При этом Голландия сейчас испытывает недостаток в хороших, профессиональных учителях. И это не смотря на вполне приличную зарплату порядка 60 тысяч долларов в год, которую правительство страны пытается держать на уровне, одновременно с этим модернизируя способ получения соответствующего образования.

Заметили ошибку?
Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter!

Категорически запрещено использовать материалы, опубликованные на DELFI, на других интернет-порталах и в средствах массовой информации, а также распространять, переводить, копировать, репродуцировать или использовать материалы DELFI иным способом без письменного разрешения. Если разрешение получено, нужно указать DELFI в качестве источника опубликованного материала.

Как сказал Нельсон Мандела, “Образование является самым мощным оружием для того, чтобы изменить мир”. У каждой страны на Земле есть собственная система образования, но не все они одинаково эффективны и способны воспитать в детях нужные навыки и умения. Как правило, в подобных списках лидируют страны с высоким уровнем жизни. Статистика разрыва в качестве образования между развивающимися и развитыми странами далеко не утешительная. Согласно данным, разрыв между развитым и развивающимся миром составляет около 100 лет. Лучшие из лучших поддерживают на должном уровне соотношение учителей к ученикам, обучают детей в школе дольше и дипломируют самое большое число студентов с качественным образованием. Кто же эти лидирующие страны? Продолжайте читать, чтобы изучить список из 10 лучших систем образования.

Австралия

"Образование для всех". Расположенная во главе рейтингов Развития человечества Организации Объединенных Наций страна с населением в 24 миллиона обучает школьников до возраста 20 лет (США, для сравнения, до 16 лет). У 94% граждан старше 25 лет есть среднее образование. Соотношение учеников к учителям составляет приблизительно 14:1, при этом Австралия превосходно поддерживает своих педагогов. Страна стимулирует учителей, отправляющихся в сельскую местность и старается обеспечить равную зарплату для педагогов на всех уровнях.


Япония

Благодаря интенсивному вниманию к обучению детей начиная с 6 лет, японские школьники имеют глубокие познания в науке. Япония занимает второе место в ежегодном глобальном образовательном отчете, четвертое место в чтении и седьмое по математике согласно влиятельной Международной программе оценки образовательных достижений учащихся. Программа тестирует 15-летних учеников во всем мире, чтобы сравнить системы образования стран. Согласно этим оценкам, островное государство Тихого океана серьезно относится к образованию. Уровень грамотности 127 миллионов граждан Японии составляет 99 процентов.


Южная Корея

Стандартизированные тесты подтверждают высочайшее качество системы образования в Южной Корее. Школьники в 49 миллионной республике посещают как частные, так и общественные средние школы и лидируют во многих академических оценках. Длительное изучение предметов помогло ученикам достичь столь высоких результатов, ведь южнокорейские родители тратят значительные суммы на внеурочное обучение своих детей.



Образование в Финляндии

Кто знал, что множество перерывов может значительно улучшить результаты учеников? Финны. У детей из этой северной европейской страны в возрасте от 7 до 15 лет проводятся 15-минутные перерывы для свободной игры в течение каждого часа их пятичасового школьного дня. И хотя оценки не ставятся до четвертого класса (и школы не требуют никаких стандартизированных тестов до четвертого года обучения), успех их учеников бесспорен. Последовательно высокие оценки в международных тестах подтверждают это. По данным Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), разрыв между самыми слабыми и самыми сильными учениками в Финляндии является самым маленьким в мире.


Норвегия

Норвегия имеет высочайшие оценки развития согласно ООН, т.к. ставит образование для 5.1 миллионов жителей одним из главных приоритетов. Скандинавская страна тратит 6.6% их ВВП на образование, и поддерживает отношение учителей к ученикам на уровне 9:1. Полагаясь на национальный учебный план, учителя знакомят школьников с прикладным искусством, правилами здорового образа жизни, музыкой и физкультурой. И их система определенно работает. Сто процентов населения Норвегии школьного возраста зарегистрированы в школе, а у 97 процентов жителей есть среднее образование.


Сингапур

Описанная как “ориентированная на экзамен” система образования в этом островном городе-государстве Юго-Восточной Азии с населением в 5.7 миллионов стремится научить детей решать проблемы. При этом, ученики отлично справляются с тестами и занимают первые места во всех науках. Учителя в Сингапуре также участвуют в профессиональном развитии на протяжение всей их карьеры.


Нидерланды

Даже если вы не знаете голландского языка, с обучением в Нидерландах не будет проблем. Страна с 17 миллионами жителей высоко оценивается во всех рейтингах качественного образования. Здесь обеспечивают обучение на множестве языков помимо нидерландского для учащихся 1 - 4 классов, чтобы способствовать скорейшему изучению языка. Среднее образование есть у 94% жителей, при этом обеспечивается дополнительное финансирование более бедным студентам и этническим меньшинствам. По данным ЮНЕСКО, у начальных школ с самой высокой пропорцией таких учеников, в среднем приблизительно на 58 процентов больше учителей и технического персонала.

Германия


Ирландия

Далеко не простая удача стала причиной высоких рейтингов Ирландии в Образовательном индексе ООН. Страна с 4.7 миллионами жителей вкладывает значительный капитал в образование граждан, тратя 6.2 процентов ВВП (вдвое больше, чем Сингапур). Такая расстановка приоритетов помогла Ирландии создать одну из лучших систем образования в мире.


Англия

99.9 процентов англичан в возрасте 25 и старше имеют среднее образование. Англия в настоящее время вырабатывает стратегию размещения дополнительных 750,000 учеников, которые по оценкам Министерства образования пополнят школы к 2025 году. Страна занимает лидирующие места в рейтинге систем образования, что подтверждается различными видами тестирования учеников.