История чехии кратко. Какая история у Чехии

Определение «чешский» относится к чешско-говорящим жителям Чехии (Česká republika), включающую в себя Богемию (Čechy) на западе и Моравию (Morava) на востоке. Северная состоит из Силезии (Slezsko), большая часть территории которой сейчас принадлежит юго-западу Польши.

Силезцы, живущие в Чехии, как правило, сохраняют культурную идентичность. Многие считают, что они образуют собой субкультуру внутри доминирующей чешской культуры.

Чехи называют свою культуру česká kultura. Историко-географическое определение «богемская культура» не равняется чешской культуре, так как оно исключает из себя моравов, говорящих на чешском языке, но объединяет некоторые этнические меньшинства, которые в Чехии живут, но по-чешски не говорят.

Происхождение названия Чехии

Истоки слова Čechy не совсем ясны. Изначально, возможно, оно обозначала сухое место, или являлось топонимом, что и привело к тому, что таким словом начали называть жителей, живших на этой земле.

С другой стороны, слов Čech (мн.ч. - Češi or Čechové) – сокращенное название человека, который ухаживает за лошадьми – čeledín. Слова Čech, Čechy и česká встречаются в Чешской хронике (Dalimilova kronika), датируемой началом 14 века.

Образование страны

На территории Чехии изначально поселились кельты. Они жили здесь до 4 века до нашей эры. Затем их сменили германские народы, ушедшие с чешских земель во время так называемого переселения народов в 5 веке. Славяне появились здесь не раньше 6 века. Чехи поселились в центральной Богемии, а моравийцы – вдоль рек Морава и Дие на востоке.

В первой половине 11 века было основано княжество Oldřich, затем чешская династия Пржемысловичей подчинила себе Моравию, которая затем вместе с Богемией стали основой чешского государства.

Коронование первого правителя Чехии состоялось в 1085 году, первый университет Центральной Европы был открыт в Праге в 1348 году. Развитие чешской национальной культуры затормозилось в 1620 году, когда чехи потерпели поражение в битве при Белой горе. Чешское королевство потеряло независимость, все провинции перешли под управление династии Габсбургов.

Повторное обращение народа в католическую веру людей, которые в начале 15 веке находились под влиянием реформаторского учения Яна Гуса, привело к массовой эмиграции. Параллельно шли эпидемии чумы и других – в то нелегкое время население Чехии сократилось примерно на половину, население Моравии – на четверть. «Мрачный» период истории продолжался вплоть до конца 18 века – именно тогда началось национальное возрождение чешского народа.

Национальная идентичность

Западнославянские племена, проживающие на территории Богемии, постепенно вошли в состав чешского государства в 9 веке. Моравские этнические группы объединились еще раньше, чем богемские. Представители всех племен разговаривали на разных диалектах чешского языка.

Этнические отношения в Чехии

До конца 12 века население страны практически полностью состояло из чехов. В течение двух следующих столетий этнический состав претерпел изменения. В чешских городах и сельских районах поселилось немало немцев, которые оказали большое культурное влияние на местных жителей.

Согласно демографическим данным от 1851 года соотношение чехов к немцам составляло 60/38,5. Процесс «германизации» далее прекратился из-за антигерманских настроений чехов. После Второй Мировой войны этнический состав Чехословакии снова изменился. Большая часть евреев не пережила войну. На родину вернулись чехи из Румынии, Югославии и Советского Союза. К 1950 году 95% чешских немцев покинули страну. За исключением военного периода, чехи и словаки жили в объединенном государстве с 1918 по 1992 году.

До 1969 года отношения между народами были ассиметричны: Словакия считалась аграрным «придатком» к высокоорганизованной промышленной культуре Чехии, чехи же полагали, что словацкой культуре не хватает зрелости и утонченности. При том, что чешский и словацкий языки очень похожи, чехи считают язык своих соседей карикатурой на собственный.

Мирное разделение Чехии и Словакии на две независимые страны 1 января 1993 года является следствием патерналистского отношения чехов к словакам и желания словаков отстаивать свою этническую идентичность через политическую независимость.

Между Чехией и Соединенными Штатами всегда существовали особые отношения. Австрийская империя, в которую с 1620 по 1918 год входили Богемия и , была одной из самых густонаселенных территорий Европы. В середине 19 века темпы прироста населения еще увеличились.

Из-за демографического давления внутри страны многие чехи были вынуждены искать работу за границей. Большая часть людей мигрировала именно в . Чехи обосновались не только в крупные городах, но и в сельских районах, особенно в долине Миссисипи, также в штатах Небраска, Канзас и . В начале 1990 годов около 1,3 миллиона американцев были чешского происхождения.

Чехия (Чешская Республика) располагается в Центральной Европе, на исторических землях Богемии, Моравии и части Силезии. Она занимает территорию в 78 864 квадратных километра. На западе и северо-западе Чехия граничит с Германией, в частности с теми территориями, на которых проживают лужицкие сербы, на северо-востоке и востоке – с , на юго-востоке – со , на юге – с Австрией. Выхода в море нет.

Численность населения – около 10,34 миллионов человек, причем около 75 % жителей страны – горожане. Население Чехии достаточно однородно: 81 % составляют чехи, 13 % – моравы, считающие себя отдельным этносом, около 3 % – словаки.

Государственным языком является чешский.

В настоящее время Чехия является республикой. Государство возглавляет президент. Законодательный орган – парламент, состоящий из Сената и Палаты депутатов.

Столица – Прага.

Краткий очерк истории

Первые славянские племена (лучане, седличане, лютомеричи, хорваты, зличане, чехи, дулебы, моравы, гбаны) пришли из Северного Закарпатья на территорию Богемии примерно в IV – V веках нашей эры. Очень скоро славянское население стало преобладать на вновь занятой территории. В VII веке чешско-моравские племена образуют свое первое , возглавил которое франкский купец Само (623-658). Это объединение оказалось необходимым для отражения нападения аваров. После смерти Само союз племен распался. В IX – начале X века в южной Моравии образовалось раннефеодальное государство западных славян – . Помимо Богемии и Моравии , в его состав входят Словакия, Верхняя Черемшина и Лаузитц . В это время среди моравов и чехов распространяется христианство по византийском обряду, который вскоре после смерти Мефодия сменяется римским. В 906 году Великую Моравию покорили кочевники-венгры (мадьяры). В Х веке на землях, которые некогда входили в государство Само и Великоморавскую державу, возникает Пражское , а затем Чешское княжество во главе с родом Пржемысловичей . Государственным и культурным центром становится город чехов – Прага. Имя этого племени с течением времени распространилось и на другие славянские племена, подвластные династии Пржемысловичей. В 1085 году чешский князь получил королевскую корону, а с 1198 года Чехия становится наследственным королевством.

В середине XI века в Чехии наступает период феодальной раздробленности, продолжающийся до конца XII века. В этот время чешские земли подвергаются нападению немецких феодалов, а со второй половины XII века Чехия становится частью Священной Римской империи. Чешские короли, дворянство и в особенности духовенство покровительствуют немецкой колонизации, которая связывается с освоением новых земель, особенно пограничных. Немецкое и чешское население постоянно взаимодействуют друг с другом, что приводит к частичной ассимиляции народов.

Пика своего развития Чехия достигает в XIV веке, во время правления Карла IV Люксембургского (1346 – 1378). Он в значительной степени укрепляет слабую в то время королевскую власть, возвращает утраченные земли. Карл IV становится королем Богемии, императором Германии и Священной Римской империи. «Землями Чешской короны» становятся Чехия, Моравия, Силезия, Верхняя и Нижняя Лужицы, маркграфство Бранденбургское, Люксембург. Прага провозглашена столицей империи. Здесь разворачивается активное строительство, создаются уникальные архитектурные сооружения. Вместе с тем время его правления – это время культурного процветания страны. В 1348 году он основывает Карлов университет – первый университет в Центральной Европе.

С 60-х годов XIV века в экономике Чехии наступает застой, который усиливается после смерти Карла IV. Авторитет короля падает, обостряются социальные противоречия, среди всех слоев населения усиливается недовольство церковью. Всё это приводит к недовольству в обществе и возникновению в начале XV века так называемого гуситского движения, связанного с церковной Реформацией.

В 1402 году Ян Гус выступает в Вифлеем-ской часовне против засилья духовенства. Он считает, что люди должны вернуться к жизни, нормы которой сформулированы в Библии; в обществе не должно быть несправедливости, эксплуатации; папа римский не может, прибегая к индульгенциям, прощать грехи.

Движение Реформации в Чехии имело огромное количество последователей. Казнь Яна Гуса (1415) и Иеронима Пражского (1416) стимулировала революционные настроения в обществе. В Чехии начинается продолжительный период так называемых гуситских войн, возглавил которые сначала Ян Жижка из Троцнова , а после его смерти (1424) – Прокоп Голый . В 1458 году к власти в Чехии приходит «гуситский король» – Иржи из Подебра д, который правит страной до 1471 года. После его смерти на чешский престол избран сын польского короля Казимира Владислав II Ягеллон . С его приходом к власти гуситский период в Чехии был завершен, а в стране установлена сословная монархия – форма правления, характерная для Европы того времени.

В 1526 году чешские земли переходят под власть немецко-австрийской династии Габсбургов , при которых была создана империя, определявшая политику Центральной Европы до 1918 года. Фердинанд I начал преследование в стране реформационных течений. Восстания протестантов жестоко подавлялись.

При императоре Рудольфе II, перенесшем столицу Священной Римской империи в Прагу, ко двору приглашены известные европейские ученые и художники (Тихо Браге, Иоганн Кеплер ). Однако в политическом отношении это время нельзя назвать спокойным. В Чехии возникают религиозные конфликты между католиками, занимающими важнейшие государственные должности, и протестантами, составляющими две трети населения страны. Обострение противоречий внутри страны, сословные разногласия приводят к началу в 1618 году Тридцатилетней войны (1618 – 1648). Битва у Белой Горы (1620 год) кладет конец восстанию богемских сословий. Свыше 30 000 протестантских семей покидают страну, и все их имущество достается католикам. Прага превращается в провинциальный город. Чехия утрачивает политическую независимость. Габсбурги устанавливают жесткий политический режим, при котором подавляется чешская национальная самобытность. Были ограничены права и свободы чешских сословий; в административном аппарате, городах, торговле возросло немецкое засилье.

Во второй половине XVII века большинство населения Чехии и Моравии приняло католичество, некатолики вытеснялись за пределы государства. Начавшийся во второй половине XVI века приток немецкого населения после тридцатилетней войны усиливается. Среди городской знати доминирующее положение занимают не чехи, а немцы. В государственных учреждениях предпочтение отдается немецкому языку, а чешский сохраняется в быту.

Пробуждение национального самосознания чехов началось как движение небольших, преимущественно дворянских групп населения. «Будители» (чеш. buditel, буквально – тот, кто пробуждает) ведут активную деятельность за возрождение чешского языка, литературы, науки, которые на протяжении XVII – XVIII века вследствие проводимой Габсбургами германизации населения находятся в упадке. Наиболее известными чешскими «будителями» были историки и филологи Г. Добнер, Ф. М. Пельцль, Й. Добровский, Й. Юнгман, Ф. Палацкий, П. И. Шафарик, В. Ганка, В. Гаха, издатель В. М. Крамериус, писатели, поэты и драматурги А. Я. Пухмайер, И. К. Тыл, А. Махек, Я. С. Пресль, биолог Я. Э. Пуркине и многие другие. Они поддерживают интерес чехов к изучению истории и литературы своего народа. При их активном участии создаются Чешское королевское общество наук (основано 1784), Чешский национальный музей (основан 1818), Матица чешская (основана 1831).

С середины XIX столетия движение «будителей» становится политическим. Впервые политические требования выдвигаются во время революции 1848–1849 годов. Выдвигаются требования об установлении конституции, отмене барщины, установлении автономии и др. Однако чехи не смогли добиться самоуправления – в отличие от венгров, которым удалось превратить Габсбургскую монархию в двуединую Австро-Венгерскую монархию (1867). Венгерская оппозиция препятствовала созданию триединой империи, в которой Чехия выступала бы на равных правах с Австрией и Венгрией.

В начале ХХ века в Европе назрел экономический и политический кризис. Первая мировая война показала, что время монархии прошло, империи начинают разрушаться. Чехи и словаки стремятся изменить своё существование. Одни из них ещё видят своё будущее в качестве автономии внутри Австро-Венгрии, другие стремятся создать своё независимое государство. Ход военных действий и капитуляция Австро-Венгрии приводят к созданию в 1918 году нового государства, объединяющего чехов и словаков – Чехословацкой республики (ЧСР) . Возглавил ее Томаш Гарриг Масарик (1850-1937). Новое государство носило унитарный характер, в которое, кроме Чехии, Словакии, Моравии, входили также земли Подкарпатской Руси (Закарпатская Украина), населенные русинами; Тешинская Силезия, населенная поляками. Окончательно границы Чехословакии были установлены в соответствии с Версальским (1919), Сен-Жерменским (1919) и Трианонским (1920) мирными договорами стран Антанты с Германией, Австрией и Венгрией. В этих границах на территории Чехословакии оказалось большое число национальных меньшинств, в первую очередь немцев и венгров, враждебное отношение которых к Чехословакии сыграло важную роль в жизни нового государства.

Экономическая и политическая жизнь нового государства была непростой, полной внутренних противоречий. И во время правления Т. Масарика, и во время правления Э. Бенеша Чехословакия оставалась демократической республикой. С мая 1938 года Германия начинает кампанию по дестабилизации ЧСР. В сентябре 1938 года (по документам Мюнхенской конференции) ЧСР лишается приграничных территорий, отошедших к Германии. Потерпела крах и демократическая система правления в стране. В марте 1939 года словацкий сейм объявляет независимость Словакии, венгерская армия вторгается в Подкарпатскую Русь, а немецкая армия начинает оккупацию чешских земель. На оккупированной немцами территории создается «Протекторат Богемия и Моравия» – так называемая вторая республика.

Во время второй мировой войны на территории Чехии действует подпольные группы движении Сопротивления, в которые входят представители различных домюнхенских партий.

Вплоть до декабря 1945 года всю страну, за исключением небольшой территории, освобожденной войсками США, занимали войска СССР. Это обусловило то, что в правительстве третьей республики большинство мест оказалось у коммунистической партии. В 1946 году президентом Чехословакии избран Э. Бенеш. Границы довоенной Чехословакии были восстановлены и даже немного расширены за счет Венгрии. Закарпатская Украина отошла к СССР. Проблема национальных меньшинств была решена путем выселения из страны судетских немцев и обмена населением между Венгрией и Словакией.

К февралю 1948 года политическая обстановка в Чехословакии накаляется, что приводит к формированию нового правительства, формированного из коммунистов, представителей левого крыла социал-демократов и нескольких членов других партий. По примеру СССР, в Чехословакии начинаются «чистки» и показательные судебные процессы. На изменение политики в стране повлияла смерть И.В.Сталина и развенчание в СССР его культа личности. В начале 60-х годов в Чехословакии были реабилитированы многие политические деятели, были нормализованы отношения государства с католической церковью и Ватиканом.

В 1968 году новым лидером коммунистической партии и главной политической фигурой в Чехословакии становится Александр Дубчек . Он выступает за «социализм с человеческим лицом», провозглашает план дальнейшей либерализации экономики, предлагает разработать новую конституцию, в которой были бы гарантированы права национальных меньшинств. Предлагаемые реформы вызвали критику ряда европейских тоталитарных держав, в первую очередь СССР. Несмотря на достигнутые договоренности между этими государствами на встрече в Братиславе, в ночь с 20 на 21 августа 1968 года войска СССР, ГДР, Венгрии, Польши и Болгарии вторглись на территорию Чехословакии. Руководство страны арестовано, а пассивное сопротивление чешско-словацкого народа к концу 1968 года было подавлено. После переговоров в Москве с насильственно депортированным сюда чешскими лидерами правительство А. Дубчека было восстановлено при условии постоянного пребывания на территории Чехословакии советских войск и гражданских советников. Была восстановлена цензура в печати, расформированы некоммунистические организации. «Пражская весна» была подавлена.

В апреле 1969 года руководителем Чехословакии становится Густав Гусак, придерживавшийся после введения войск Варшавского договора просоветской ориентации. Период 70-80-х годов является временем относительной стабилизации в политике и экономике Чехословакии.

Под влиянием процессов, проходивших в Польше, а затем и в Советском Союзе, политическая и общественная жизнь в Чехословакии снова меняется. В декабре 1989 года Г.Гусак вынужден подать в отставку, новым президентом федеральное собрание избирает Вацлава Гавела , а председателем собрания – Александра Дубчека. В 1990 году изменяется официальное название государства – Чешская и Словацкая Федеративная Республика (ЧСФР). Однако лидеры Чехии и Словакии так и не смогли достигнуть политического согласия, и федерация была распущена. С 1 января 1993 года преемниками ЧСФР стали Чешская Республика (ЧР) и Словацкая Республика (СР).

Вацлав Гавел был избран (1993, 1998) президентом Чешской Республики.В феврале 2003 г. президентом Чехии стал Вацлав Клаус.

Краткий очерк культуры

Культура Чешского государства впитала в себя многие черты культуры Великой Моравии (храмы-ротонды). Археологи исследовали остатки многих славянских городищ, которые дали огромное количество находок VII – X века, свидетельствующих о процветании в это время ювелирного искусства, кузнечного и гончарного дела.

В XI веке основной храмовой постройкой является однонефная базилика с одной башней и полукруглой апсидой. В XII веке, наряду с простыми лаконичными постройками, появляются и храмы, отличающиеся сложностью планировки и богатством декора. Особенностью чешского монументального искусства является умелое использование ландшафта для создания ощущения возвышения храма над всем окружающим.

В искусстве Чехии в XI – XIII веках, как и на территории других европейских государств того времени, сложился романский стиль, однако ни одна из древних базилик не дошла до наших дней в первоначальном виде. Большинство их было перестроено сначала во времена Карла IV в готическом стиле, позднее – в ренессансном и барочном.


Так, в 926 году в Праге была построена романская ротонда святого Витта , которая в 1096 году была перестроена в базилику. В связи с учреждением в 1344 году пражского архиепископства началось сооружение парадного христианского готического собора, алтарная часть которого окружал венец капелл (часовен). Строили собор с громадными перерывами по разным причинам. Так, в 1421 году при осаде Града гуситами храм был поврежден, часть внутреннего убранства уничтожена. В 1619 году во время восстановления сословий, собор был разграблен кальвинистами и превращен в молельню. Собор сильно пострадал во время обстрела прусской армии в 1757 году. От удара молнии раскололся шлемовидный купол башни в 1760 году. В 1861 году было даже создано Общество достройки собора. На протяжении этого времени в строительстве поучаствовали французские, немецкие, чешские архитекторы и успели отразиться последующие архитектурные стили: ренессанс и барокко. Строительство было закончено в 1929 году. Длина собора 124 метра, высота главной башни – 96,6 метра. Колокола и башенные куранты изготовлены в XVI веке, витражи созданы в ХХ столетии ведущими чешскими художниками. В галерее собора вывешены портреты членов семьи Карла IV и архитекторов, принимавших участие в проекте, а также бюсты тех, кто внес пожертвования на завершающем этапе строительства собора. Собор святого Вита служил усыпальницей чешских королей и пражских епископов. В главном соборе страны хранятся также коронационные регалии чешских монархов. Возведенный как духовный символ государства собор Св. Вита и сегодня сохраняет свое значение.

В конце IX века в романском стиле был возведен старый Королевский дворец . Он также пережил ряд реконструкций и сейчас принял вид здания эпохи Ренессанса.

Первоначально трёхнефную романскую базилику представлял и костёл святых Петра и Павла . Он был построен в 1080 году королем Вратиславом II по случаю основания вышеградского капитула. При Карле IV базилика была перестроена в готический костел, который в 1576 году реконструировали в стиле Ренессанс, а в 1720 году – в стиле барокко.

Живопись этого периода представлена фресками и миниатюрами. Так, например, до наших дней дошли романские фрески в ротонде святой Екатерины в Зноймо (1134), иллюстрирующие «Чешские хроники» Козьмы Пражского . На фресках изображены сцены из легенды о призвании Пржемысла-пахаря. Тридцать пять миниатюр сохранились в «Вышеградском кодексе» (1085) – сборнике евангельских текстов.

В конце XIII века в Чехию проникает готический стиль. Расцвет его приходится на эпоху правления Карла IV, получивший образование при французском дворе. Основной идеологией, господствовавшей в Чехии XIV века, стала идеология развития чешского патриотизма. Во время его правления Чехия становится не частицей огромной Священной Римской империи, а её центром.


Карл IV приглашает в Прагу швабского архитектора Петра Парлержа, который создает специфический готический стиль, распространившийся позднее по всей католической части Восточной Европы. Он возглавляет строительство Карлова моста (1357), долгое время единственного моста через Влтаву; возводит Староместскую мостовую башню , участвует в строительстве собора святого Витта. Во времена Карла IV по всей Чехии создаются уникальные готические постройки: костёлы (более 20), крепости, замки (Карлштейн, 1348-1365). Большинство из них сохранилось до наших дней.

В изобразительном искусстве XIV века творчески осваиваются традиции Франции, Германии и Италии. Изысканная графичность рисунка сочетается с попытками пластической моделировки форм («Роудницкая пределла», около 1340), художники пытаются создать реалистические композиции.

На культуру Чехии большое влияние оказывает образование в 1348 году Карлова университета в Праге. Для преподавания Карл приглашает в университет крупнейших ученых империи. Здесь процветают математика, медицина, астрономия, правоведение, историография.

Ко времени правления Карла IV относится возникновение чешской драмы, процветание музыки. Конечно, и то, и другое в XIV носит религиозный характер. В основе пьес лежат библейские сцены, музыка обеспечивает литургию.

Во время гуситского движения развитие культуры замирает, но не останавливается совсем. В целом оно сохраняет средневековый характер предшествующей эпохи, вяло, но всё-таки продолжают развиваться готические традиции в архитектуре (строительство крепостных укреплений нового города Табор) и изобразительном искусстве. Поскольку гуситское движение было тесно связано с богословскими спорами, бурное развитие получается именно теологическое направление культуры. Сам Ян Гус и виднейшие богословы того времени (Иероним Пражский, Петр из Младонёвиц, Якоубек из Стршибра и другие) рассуждают о назначении церкви, о роли церковников в распространении слова Божьего, о человеке и его поведении, о том, что чешский народ должен быть хозяином на своей земле. Говорят они и о богоизбранности чешского народа, что способствует росту национального самосознания чехов.

В 1468 в Чехии началось книгопечатание. В скором времени оно достигает очень высокого уровня. Издается не только богословская литература (иллюстрированная Библия, 1570), но и научные трактаты («Гербарий», 1563), а также популярная литература.


После утверждения в Чехии династии Габсбургов (1526) в искусстве усиливается светское начало. Готический стиль сменяется новой традицией, связанной с Ренессансом. Фердинанд I приглашает в Чехию итальянских мастеров, которые перестраивают в новом стиле старые замки и создают новые сооружения. Наиболее точно итальянский архитектурный стиль передает королевский летний дворец (Краловски летоградек , или Бельведер ), построенный около 1535–1563 года. В 1567–1569 годах в этом же стиле строится «Мичовна» – императорский павильон для игры в мяч. Стены этого сооружения сплошь покрыты сграффито. В духе ренессанса перестраиваются замки в Пардубице и Йиндржихув-Градце. В них появляются галереи лоджии, парадные залы. В городском строительстве середины XVI – начала XVII века новые ренессансные формы переплетаются с готическими традициями. Дома горожан украшаются арочными галереями, узорными фронтонами, сграффито.


Живопись в этот период находится под сильным влиянием немецких и испанских художников. В Праге создается особый, так называемый «рудольфинский» стиль, который сочетает сложную символику, аллегоричность с точностью изображения и легкостью исполнения.

На рубеже XVI и XVII веков Прага становится одним из центров европейского маньеризма.

В XVII веке начинается новый этап в культуре Чехии. В соответствии с философией гуманизма и Ренессанса новую педагогическую систему создает Ян Амос Коменский (1592 – 1670). В книгах «Великая дидактика», «Материнская школа», «Мир чувственных вещей в картинках», «Открытая дверь язы-ков» он разрабатывает новейшие методы обучения, при которых широко используется наглядность; Я.А.Коменский предлагает ввести ступенчатую систему образования. В модифицированном виде эта система сохранилась до наших дней.

После завершения тридцатилетней войны (1648) начинается новый подъем архитектуры, в которой теперь господствует стиль барокко. Создателем чешского барокко является баварский архитектор Криштоф Динценгофер (ум. 1722). Свою работу в Праге он начал с постройки иезуитского храма святого Микулаша (1756) на Малой стране. На месте бывшего готического костела этого же святого он построил западную часть костёла, то есть вестибюль и две боковые капеллы, включая два сводчатых поля пролета. Этот купол повторится немного позднее в другом созданном им сооружении: своды костёла святой Maркеты в Бржевнове. Криштоф Динценгофер разработал также планы пражского крепления, в котором заменил простые насыпи с палисадами на каменные и кирпичные кладки. Он также создал так называемые «Писецкие» ворота на Градчанах (1720).

Однако своего расцвета архитектура барокко достигла в сооружениях его сына, Килиана Игнаца Динценгофера (1689-1751). Благодаря качеству его работы и его влиянию на общественность, Прага устояла перед влиянием новой французской ориентации на классицизм. С 1716-го года он сотрудничал со своим отцом в разработке всех его проектов. Первой его самостоятельной работой стало почти незаметное здание михновского бельведера в пражском Новом городе. По заказу ордена Бенедиктинов в Старом городе Динценгофер в 1732-ом году продолжил строить храм святого Микулаша, который входил в состав планируемого монастырского комплекса. Динценгоферу интересным способом удалось продолжить стройку западной части храма, которую начал его отец. На его планах нарисован алтарь, законченный небольшим куполом, почти скрытым в крыше, над которым должна была выступать лишь люкарна. Килиан Игнац осуществил проект своего отца и сделал из него третий пролет храма - только своды решил по-своему.

Исторические городские части славятся многими мещанскими домами, построенными по проекту К.И. Динценгофера, двумя бельведерами, и двумя дворцами (дом «У Золотого оленя» в Томашской улице на Малой Стране, дом «У двух горлинок» в Ностицкой улице; бельведер «Америка» и другие).

Для изобразительного искусства эпохи барокко свойственны реалистические и демократические тенденции (портреты и настенные росписи К. Шкреты, П. Брандля; фрески и пейзажи В. В. Рейнера; портреты Я. Купецкого, гравюры В. Голлара, натюрморты Я. Р. Биса, Я. В. Ангермайера). В скульптуре выделялись М. Б. Браун и Ф. М. Брокоф (статуи Карлова моста в Праге). В середине XVIII века появились веяния рококо и классицизма (скульптура И. Ф. Платцера, изящные жанровые сцены живописца Н. Грунда).

Конец XVIII – начало XIX веков связан в Чехии с национально-освободительным движением. Развитие чешской культуры в это время направлено на борьбу за национальное самоутверждение. В архитектуре после кратковременного распространения классицизма с середины XIX века утверждается направление «национальной романтики». В 1860 – 90-х годах господствуют постройки в духе неоренессанса и необарокко (Национальный театр, 1868 – 83, архитектор Й. Зитек, Й. Шульц, т. н. Рудольфинум. 1876 – 84, Национальный музей, 1885 – 90). В конце XIX – начале XX веков стиль «модерн» сменяется тенденциями рационализма (постройки Я. Котеры в Градец-Кралове, Простеёве, О. Новотного в Праге).

Реалистическая направленность, наряду с классицизмом и романтизмом, характерна и для изобразительного искусства XIX века. Художники творят в различных направлениях. Их привлекает национальная история (Л. Коля, А. Махек, Й. Манес, В. Брожик), пейзажная живопись (К. Постль, А. Косарек, А. Манес, Ю. Маржак), жанровые сцены (Й. Навратил), портреты (К. Пуркине). В конце XIX – начале ХХ века реализм уступает место новым направлениям в искусстве, которое находит выражение в декадансе и символизме (А. Славичек, М. Швабинский, А. Гудечек и другие). Развитие получает стиль «модерн» (А. Муха, В. Прейссиг) и авангардизм (Б. Кубишта, Э. Филла, В. Новак).

В архитектуре 1920-1930-х гг. сложилась национальная школа функционализма (Й. Гочар, К. Гонзик, Й. Гавличек). Осуществляются первые опыты рациональной жилой застройки и типизации строительства (г. Злин, ныне Готвальдов). Тем не менее, в большинстве чешских городов до середины ХХ века преобладала средневековая застройка. С середины 1950-х годов распространились строгие по формам дома из крупных блоков и панелей. Для общественных построек 1960-х годов характерны рациональная простота и строгое изящество форм, тонкое использование выразительности современных материалов (стекла, алюминия, пластиков). С начала 1970-х годов начались поиски пластической выразительности и индивидуального облика зданий (Федеральное собрание в Праге, 1970-73, архитектор К. Прагер).

Развитие чешской культуры второй половины ХХ – начала ХХI века связано с именами Э. Филла, Й. Брож, З. Сейдль, А. Падерлик, В. Седлачек, Л. Шимак и др. (живопись, графика), М. Форман, Й. Менцела, Ш. Угр, Я. Сверак (кино), П. Эбен, С. Гавелк (музыка).

Литература
Koči J., Naše narodni obrození. Praha, I960.
Přehied československých dějin, dl 1. Praha, 1958.
Архитектура Чехословакии с древнейших времён до наших дней, Прага, 1965.
Виноградова Е. К. Графика и проблемы чешского искусства конца XIX - начала XX веков, М., 1975.
Все страны мира. Энциклопедический справочник / Автор-сост. Родин И.О., Пиме-нова Т.М. М., 2002.
История южных и западных славян / Под ред. Г.Ф. Матвеева и З.С. Ненашевой. В 2-х тт. М., 2001.
Лаптева Л.П. Письменные источники по истории Чехии периода феодализма. М., 1985.
Мельников Г.П. Культура зарубежных славянских народов. М., 1994.
Мельников Г.П. Культура Чехии Х – начала XVII в.// История культур славянских народов. В 3-х тт. Т.1: Древность и Средневековье. М., 2003. С.300-361.
Поп И.И. Искусство Чехии и Моравии IX – начала XVI века. М., 1978.
Флоря Б.Н. Формирование чешской раннефеодальной государственности и судьбы самосознания славянских племен Чешской долины // Формирование раннефеодальных славянских народностей. М., 1981.
Францев В. А.. Очерки по истории чешского возрождения, Варшава, 1902.

История Чехии относится к 400 в. до н. эры, когда эти земли были населены кельтами. Именно от кельтских племён происходит название Богемия. За несколько лет до новой эры кельтов вытеснили германцы, впоследствии объединившие многие восточногерманские племена, населявшие в те времена средний Дунай и нижнее течение Вислы.
Государство, основанное германцами, просуществовало недолго, и было впоследствии раздроблено междоусобными войнами. Германцев сменили племена гуннов и затем на эти земли пришли славяне. Одним из самых могущественных славянских племён были чехи, подчинившие себе все племена, и с 830 по 907 гг. основавшие союз чешских славян, к которому стали присоединяться другие славянские народы.
863 год ознаменовался принятием и распространением христианства, что во многом определило дальнейшее развитие культуры. История Чехии сложилась таким образом, что объёдинение народов привело к образованию Великой Моравской Империи, столицей которой стал г. Вышеград. Великая Моравская Империя включала в свой состав Словакию, Верхнюю Черемшину, Богемию и Лаузитц. Вблизи Вышеграда в основном селилась знать, что впоследствии послужило возникновению города Прага, который стал столицей Моравской империи и приобрел славу одого из самых вниятельных городов мира.

История Чехии XI-XIV века: династия Пршемысловичей

История Чехии с XI по XX век знаменита тремя династиями. Первой стала династия Пршемысловичей (XI-XIV в.в.) В начале IX в. первым правителем Моравии стал Моймир I. Впоследствии его сменил Ростислав, правивший в период с 846 - 870 гг. Правление Ростислава связано с деятельностью двух великих миссионеров Кирилла и Мефодия, заслуга которых состояла в том, что Византия предоставила Моравии привилегии богослужения на старославянском языке. В этот период начинает использоваться глаголическое письмо, основанное Кириллом. Старославянский язык становится в один ряд с латынью и греческим языками.

Начало X века поставило империю на грань распада, её единство удалось сохранить великими усилиями правившей тогда княжеской династии Пршемысловичей только к XIV веку. На протяжении длительного времени Богемия принадлежала Германской империи, став самодержавной только в XII веке. Освобождение Богемии связано с деятельностью Пршемысла Оттакара II , который впоследствии присоединил к богемским землям Австрию, Штирию, Каринтию и Крайну.

История Чехии помнит XI век как период феодальной раздробленности, продолжавшейся до XII в. Во время правления династии Пршемысловичей государство восстанавливает свою независимость.

1212 год стал ключевым для страны: государство приобретает статус королевства.
XIII - XIV века связаны с активной завоевательной политикой королей Пршемысла II и Вацлава II. В это время государство подчиняет себе значительные земли, его могущество возрастает. Первая династия Пршемысловичей завершилась гибелью Вацлава III , положив начало династии Люксембургов.

История Чехии XIV-XVI века: династия Люксембургов

В XIV веке корона переходит к династии Люксембургов. В 1310 году первым правителем новой династии становится Иоанн I. Однако новый король проводит большую часть времени в заграничных военных походах и мало занимается государственными делами. В одном из сражений при Креси в 1346 г. от погибает, и начинается время правления Карла IV.

Это время настоящего расцвета чешского государства, его золотой век, когда были значительно укреплены его силы и положение в мире. В этот период к Богемии были присоединены Хебские земли и внушительная часть Силезии. Карл IV стал с амым значительным правителем в династии Люксембургов. Он вступил на престол в юном возрасте и впоследствии был коронован как Император Священной Римской империи (1346 г.) Это событие повлияло на статус Праги, которая становится столицей целой Империи, государство обретает внушительное могущество. Чешский язык приравнивается к немецкому и латыни. В это время было выстроено множество церквей, в 1348 году основан Карлов Университет - самый старинный во всей Европе. Примерно в эти годы был заложен грандиозный Собор Святого Вита в Праге и знаменитый Карлов мост. Прага становится третьим по значимости после Рима и Константинополя городом христианского Запада. В период правления Карла IV церковь приобретает огромные привилегии, могущество и богатство.

История Чехии: гуситские войны (эпоха Реформации)

В XIV веке в Чехии распространяются немцы, основывая в чешских землях свои многочисленные поселения. История Чехии сохранила немало противоречий. Недовольство несметными богатствами церкви и немецкими порядками на территории Чехии приводит к конфликтам на национальной и религиозной почве и началу важного периода в истории страны - 20-и летним гуситским войнам, которые начинаются в 1419 г. в период правления Вацлава IV .

Народное движение в период гуситских войн, вошедшее в историю как эпоха Реформации, связано с именем Яна Гуса - преподавателя теологии Пражского университета. В 1401 г. Ян Гус стал читать проповеди в пражской Вивлеемской часовне, где мессы проходили на чешском языке, в отличие от других церквей, где служба велась на латыни. Он осуждал развращенность духовенства, призывал лишить церковь собственности, подчинив её светской власти. Ян Гус был противником немецких порядков, распространившихся в Чехии с массовым поселением немцев. Впоследствии он был изгнан из университета в 1408 г., отлучен от церкви и казнён в 1415 г. на Староместской площади в Праге. Это послужило началом народных протестов и массовых протестов во всём государстве. Началом гуситских войн стало событие 1419 г., когда последователи Яна Гуса ворвались в здание ратуши и напали на католических духовных лиц. Мятежи принимали значительную силу, что вынудило Императора Священной Римской Империи Сигизмунда I вмешаться и предпринять настоящий крестовый поход против гуситов. Последние не желали признавать его на троне своего государства. Среди гуситского движения не было единства, что повлекло последнее сражение в 1434 году , завершившееся победой Сигизмунда I. Однако примерно четверть века продолжавшиеся войны послужили уроком для католической церкви и привели к значительным уступкам со её стороны, которые история Чехии отразила как период Реформации.

История Чехии XVI-XX века: династия Габсбургов

Правление династии Габсбургов начинается в 1526 году и связано с именем австрийского эрцгерцога Фердинанда I Габсбурга. Период правления этой династии длился 400 лет первой половины XX века.

Самым значительным правителем династии стал Рудольф
II , сделавший Прагу своей резиденцией. В это время к Праге возвращается статус культурной столицы Римской империи. Это время также вошло в историю как "золотое". Город застраивается множеством зданий и церквей преимущественно в стиле барокко, утверждаются демократические законы. Приверженность нового правителя к мистике делает Прагу мировой столицей алхимии на 30 лет.
Начало XVII века стало тяжелым для Чехии. После правления Рудольфа II на престол взошёл его преемник, при котором были отменены многие демократические законы, политика страны стала жесткой, началась 30-и летняя война между протестантами и католиками, которая закончилась окончательной победой последних. Богемия отходит к австрийским землям, все храмы становятся католическими. Этот период германизации и угнетения вошел в историю как «черные дни». Возрождение начинается только в XIX веке в период правления Марии-Терезии, когда возвращается интерес к чешским традициям.

История Чехии: XX век

I мировая война 1914-1918 гг. также коснулась Чехии, отразившись на её истории. С завершением войны Австро-Венгрия распалась, а династия Габсбургов прекратила своё существование.
28 октября 1918 г . вошло в историю появлением Чехословацкой республики во главе с президентом Томашем Масариком. Значительная часть промышленности Австро-Венгрии отошла к Чехии, на территориях которой осталось 3 миллиона немцев.
С приходом Гитлера и его идеи мирового господства Австрия и Чехословакия были оккупированы. Однако чехи оказывали сопротивление фашистам, в то время как Словакия приняла фашистский режим. К счастью во время второй мировой войны Чехословакия практически не пострадала, всё её богатое культурно-историческое наследие сохранилось. В 1945 г . страна была освобождена советской армией.
С 1948 г. на территорию Чехословакии пришёл коммунистический режим, экономика страны стала вестись по советскому образцу. Любые попытки либерализации реформ пресекались.

История Чехии: Новое время

Итогом социалистического периода стало падение Берлинской стены 9 ноября 1989 года . Это событие спровоцировало массовые народные выступления против существующего режима, вошедшее в историю как «Бархатная революция». Коммунистическая партия была отстранена.
В июне 1990 г. были проведены свободные выборы в парламент. Чехия и Словакия становятся автономиями в составе одного государства, а 1 января 1993 г . произошло разделение Чехословакии на две самостоятельных страны. Чехия становится демократическим государством с многопартийной системой.
В 2000 г . Прага объявлена культурной столицей мира.
С 1999 г. Чехию принимают в НАТО, а с 2004 г . - в Евросоюз.

Посмотреть всю недвижимость в Чехии

Примерно 300 000 лет назад, на территории современной Чехии появились первые поселения, однако, не смотря на это, их трудно отнести к чешским поселениям. Согласно историческим сведениям, в 6 веке до н. э. сюда пришли всем известные кельты. Однако, по мнению ученых, и они не являются предками чехов. Мнения больше склоняются к тому, что предков стоит искать именно среди славянских племен, заселившихся на эту территорию еще в 5 – 6 веке.

17 столетие отметилось основанием славянскими племенами первого государства, которое было названо в честь лидера - Само. Однако просуществовало оно не долго, распавшись после смерти главы государства. Территория не долго «пустовала», уже в 19 веке на чешской земле образовывается Велико моравская держава. В дальнейшем от этого государства отделится Пражское княжество, главой которого станет Борживоем Пржемыслом. Именно Пражское княжество в последующем будет базисом для образования Чешского государства. В 19 веке объединившиеся племена признают христианство, в это же время на месте расположения современной Праги возводятся первые исторически значимые строения.

1158 год ознаменовался становление Чешского королевства, входившего на то время в состав Римской Империи. Правителей у Чехии было очень много, однако именно с 1346 года, когда пришел Карл 4, королевство находилось на вершине своего расцвета. В 1348 году он открывает первый во всей Центральной Европе вуз – Карлов университет.

Уже в 1355 году Карла 4 провозглашают императором Римской Империи, а Прага становится ее столицей. Следует отметить и еще одно значимое лицо того времени – Яна Гуса, который возглавил реформаторское движение в 14 – 15 веке. Однако за его деятельность власти в 1415 году сжигают его на костре. Однако даже после его смерти, на протяжении полвека находились последователи, которые вели гуситские войны за освобождение от засилья немцев и влияния католической церкви.

Династия Габсбургов приходит на трон Чехии в 1526 году, они ущемляли самостоятельность Чехии. Естественно народ взбунтовался против власти, однако был вынужден признать поражение в неравной схватке. После окончания Тридцатилетней войны Чешское королевство превращается в разоренную и разрушенную территорию. В последующие годы народ еще раз пытается восстать против правящих Габсбургов, и добились того, что власть все-таки вынуждена была пойти на уступки, отменив крепостную зависимость в 1775 году.

Конец 18 – начало 19 века для Чехии ознаменовался становлением капиталистического уклада. Толчком для этого, несомненно, послужила французская революция. Однако переменам постоянно мешали наполеоновские воины, которые наносили ощутимый ущерб экономике государства. Уже в 30-е года 19 века в Чехии разворачивается промышленный переворот. Разгаром, которого становится в 1848 году Пражское восстание, способствующее освобождению крестьян от крепостной зависимости. А к концу 19 года Чехия превращается в развитую страну империи Габсбургов.

После окончанию Первой мировой, Австро-Венгрия распадается, и выделяется новое абсолютно независимое государство под названием – Чехословакия. В 1920 году оно принимает конституцию. Между Первой и Второй Мировыми воинами Чехословакия достигает головокружительных результатов в развитии экономики. Однако в 1939 году немцы оккупируют всю территорию Чехословакии, и власти во главе с президентом Бенешом становятся быть вынужденными заочно обосноваться в Лондоне. Май 1945 года ознаменовался победой над фашистской Германией, а Чехословакия вошла в число стран Восточной Европы, которые оказались под влиянием политики Советского Союза.

Чехословакия до начала 1968 года следовала за социалистическими принципами. Конечно, в январе пытались провести демократическую реформу, однако это закончилось вводом войск согласно Варшавскому договору. В общем, попытка была напрасна. И только в 1989 году социалистический строй рухнул, освободив от него все государства, в том числе и Чехию. Данное событие получило название «Бархатной революции», А государство Чехословакия превратилось в Федеративную республику. И только в 1993 году оно разделяется на два независимых государства: Словакию и Чехию. На протяжении 90-х годов чешское государство стремилось все нагнать: выстраивая демократическое государство.

С 2004 года Чехия, а помимо ее еще 9 европейских государств вошли в число членов Европейского союза. Пребывание Чехии в его составе продолжается, и по сей день, принося весомые перспективы и бонусы и жителям и гостям.

С чего все начиналось
Второе название Чехии — Богемия. Оно произошло от древнего кельтского племени боев, которые заселяли территорию современной Северной Богемии еще в доисторические времена. Потом на смену кельтам пришли германские племена маркоманов, а в V веке их сменили славяне, от которых и произошли современные чехи.
Славянское государство, достигшее своего расцвета к началу XI века и называвшееся Великой Моравией, имеет очень странную судьбу. Во-первых, никто из историков не может точно сказать, где именно находилась столица этого государства. Во-вторых, несмотря на то, что Великая Моравия имела довольно-таки внушительную территорию (в нее входили Словакия, Богемия, а также часть нынешних Австрии и Венгрии), уже к началу X века это государство распалось. Великая Моравия была христианской страной, ее крестителями так же, как и на Руси, стали апостолы Кирилл и Мефодий.

«Вижу град золотой!»
Благодаря усилиям первой чешской княжеской династии Пршемысловичей, в период с X по XIV век происходит новое объединение страны. Одной из самых значительных фигур этой династии был князь Вацлав I, причисленный впоследствии к лику святых и считающийся небесным покровителем Чехии. С этим же периодом связано возникновение столицы Чешского государства — города Праги. Согласно старинной легенде, это событие предрекла княгиня Либуше, мифологическая первоосоновательница рода Пршемысловичей. Глядя с крутого берега реки Влтавы на то место, где ныне находится Прага, она пророчески воскликнула: «Вижу град золотой, до звезд вознесется слава его!» Конечно же, легенда есть легенда и у историков, как всегда, имеется собственное мнение по данному вопросу: они считают, что Прага стала столицей после того, как князь Пршемыслович-Боржевой перенес сюда свою резиденцию.
Несмотря на то, что Богемия (а именно так называлась в старину Чехия) имела собственную княжескую династию, она являлась частью Германской империи. Ситуация изменилась во второй половине XII века, во времена правления князя Пршемысла Оттакара II. Ему удалось не только выйти из подчинения Германской империи и установить в Богемии самодержавие, но и расширить границы своих владений, присоединив к чешским землям Австрию, Штирию, Каринтию и Крайну. Правда, триумф Пршемысла длился недолго: князь погиб в последующей за этими событиями войне за Германскую корону.

Люксембурги
Вслед за Пршемыслом Оттакаром II в чешском городе Оломоуце был убит еще один представитель рода Пршемысловичей — князь Вацлав III. Династия прекратила свое существование. Вопрос о том, кто должен править следующим, вскоре был решен: в 1310 году состоялась свадьба 14-летнего Иоанна Люксембургского на 18-летней дочери Вацлава III Элишке (Елизавете). Несмотря на свой юный возраст, — что, впрочем, было в порядке вещей — Иоанн присоединил к Богемии Хеб и значительную часть Силезии. Все вместе новые регионы стали называться землями чешской короны.
Иоанн Люксембургский был хорошим королем, но имел одну фатальную для себя слабость: он любил воевать. Когда в собственном государстве не было никаких войн и стычек, он отправлялся за ними в другие страны. Естественно, ни к чему хорошему эта страсть не привела: в 1346 году Иоанн погиб в битве при Креси, выступая против англичан на стороне французов.
Трон перешел к сыну Иоанна Карлу IV, который был коронован как император Священной Римской империи. Личность этого правителя настолько интересна, что заслуживает отдельного разговора. Карл был более практичным и менее честолюбивым правителем, нежели его отец, и проявлял живой интерес ко всем политическим делам своей страны. Биография Карла IV полна интересных фактов. Так, например, мало кому известно, что у чешского короля было совсем другое имя: при рождении его нарекли Вацлавом IV, но поскольку он воспитывался при французском дворе, то там его стали называть Карлом. Между прочим, этот факт является причиной того, что Карла IV иногда путают с его сыном, также носившим имя Вацлав IV.
Карл IV вступил на трон, будучи почти что ребенком. Он совсем не знал чешского языка, и его сразу же окружило множество злых советчиков, которые хотели узурпировать власть, формально оставив править юного короля. Однако несмотря на свой возраст, Карл оказался очень тонким и умным политиком. Разгадав планы своих коварных приспешников, он за весьма короткий срок выучил чешский язык и взял бразды правления в собственные руки.
Карла IV называют отцом чешского народа. Действительно, этот мудрый и просвещенный правитель сделал очень многое для своей страны, а времена его правления стали зенитом могущества и процветания Чехии. Именно при нем был создан первый на территории Центральной Европы Карлов университет, построены Карлов мост и великолепный собор Св. Вита в Праге, а также множество церквей и монастырей по всей Чехии. В те времена Прага считалась третьим после Рима и Константинополя городом христианского Запада. Золоченая табличка на Старой городской ратуше гласит: «Прага — голова империи». Император придумал план пражского Нового города и самолично руководил строительством; замок Карлштейн и курорт Карловы Вары также были названы в честь Карла IV. К числу заслуг Карла нужно отнести и начало виноделия в Чехии.

Период Гуситских войн
После смерти Карла IV обладателем чешской короны стал его старший сын Вацлав IV. Период его правления был ознаменован экономическими, национальными и религиозными конфликтами. Предпосылки для этих конфликтов возникли еще при Карле IV. Дело в том, что, будучи очень набожным человеком и, к тому же, имея влиятельных друзей в кругах Ватикана, Карл активно поддерживал духовенство. В конце его правления оно имело такие богатства и привилегии, что не могло не вызвать недовольства среди населения страны.
Для того, чтобы эти общественные настроения переросли в нечто большее, нужен был идейный лидер. И такой человек вскоре появился. Им стал преподаватель богословия Пражского университета Ян Гус. В своих проповедях, которые проходили в Вифлеемской часовне, Гус осуждал развращенность духовенства, призывал лишить церковь собственности и подчинить ее светской власти, требовал реформы церкви, выступал против немецкого засилья в Чехии. Дальнейшая судьба Яна Гуса известна каждому. Сначала он был отлучен от церкви, но, несмотря на это, продолжал тайно проповедовать в чешских городках. Потом, по решению церковного собора, который проходил в немецком городе Констанц, Гус был приговорен к смерти. Казнь Гуса состоялась 6 июля (сейчас этот день является государственным праздником Чехии). Каждый чешский первоклассник знает последние слова великого реформатора, которые он произнес после того, как ему в последний раз предложили отказаться от своих идей: «Не отрекусь!» Казнь Яна Гуса стала той искрой, из которой разгорелось пламя 20-летних Гуситских войн. Эта революция оставила глубокий след в истории страны, но не привела к каким-либо значительным результатам. Пойдя на компромисс со сторонниками Реформации, церковь выполнила только социальные, а не религиозные требования.

Габсбурги
В 1526 году королем Богемии стал австрийский эрцгерцог Фердинанд I Габсбург. Этой династии было суждено править страной вплоть до 1918 года. Императором, оставившим наиболее заметный и яркий след в истории Чехии, был Рудольф II. Безусловно, это был человек с неординарным и интересным характером. Он держал в качестве домашнего животного льва, был страстным поклонником искусства и мистиком. Рудольф собрал очень большую коллекцию живописи, включающую работы гениев итальянского Возрождения, — Леонардо да Винчи, Микеланджело и Рафаэля. Страсть Рудольфа ко всему, что связано со сверхъестественными силами, привела к тому, что Прага почти на тридцать лет стала мировой столицей алхимии. Сюда стекались маги и алхимики со всех уголков Европы в надежде получить протекцию императора.
Рудольф II был единственным представителем династии Габсбургов, пожелавшим перебраться в Прагу (остальные Габсбурги правили страной из Вены). Как некогда при Карле IV, так и во времена правления Рудольфа столица Чешского государства стала культурным центром Священной Римской империи. Здесь было построено множество зданий в стиле барокко, в том числе церковь Лорета и собор Св. Николая. В 1611 году под давлением родственников Рудольф II был вынужден отречься от престола в пользу своего брата Маттиаша. Дело в том, что император страдал тяжелой формой сифилиса, сопровождавшейся слабоумием.
Последующие представители рода Габсбургов начали проводить политику закручивания гаек: одна за другой отменялись все вольности, на которые был так щедр лояльный и демократичный Рудольф II. В 1618 году политическая ситуация в стране обострилась настолько, что вылилась в событие, получившее название «Второе пражское швыряние из окон»: группа из 27 богемских дворян выбросила из окон королевского дворца двух императорских наместников и их секретарей. Это восстание было одним из поводов к началу Тридцатилетней войны — протестантская Богемия восстала против католической Австрии. Решающим сражением в этой войне стала битва у Белой горы, которую протестанты проиграли. Более 30 000 протестантских семей были вынуждены покинуть страну, а Прага на долгие годы превратилась в провинциальный город. В истории Чехии наступила «темная эпоха» экономического и культурного застоя. В этот период официальным языком государства становится немецкий язык, к немцам переходят все ключевые посты в государстве, они же занимают лидирующие позиции в экономике. Многие чешские дворяне и интеллигенция покидают страну.

Пробуждение нации
Период правления австрийской эрцгерцогини Марии-Терезии ознаменовался пробуждением национального самосознания, всю страну охватили крестьянские восстания. При императорах Иосифе II и Леопольде II происходит возрождение чешской культуры: в театрах ставятся спектакли на чешском языке, публикуются труды историка Франтишека Палацкого. Прекрасно осознавая создавшуюся для Австро-Венгерской империи угрозу, император Франц-Иосиф пытается остановить революционные настроения в стране, однако ему не удается этого сделать.

Первая мировая война и конец Австро-Венгерской империи
Уже во время Первой мировой войны такие видные политические деятели Чехии, как Т. Масарик, Э. Бенеш и М. Штефаник находят убежище сначала в Швейцарии, а затем в Париже. Им удается убедить союзников в необходимости создания независимого славянского государства между Германией и Австрией.
По окончании войны, 28 октября 1918 года состоялось знаменательное событие: в Праге была провозглашена Чехословацкая Республика. 14 ноября того же года был избран ее первый президент — Томаш Масарик. В 1935 году на этом посту его сменяет Эдуард Бенеш.

Вторая мировая война
Однако новообразованное государство просуществовало недолго. После заключения так называемого Мюнхенского договора 1938 года фашистская Германия захватила Судетскую область Чехословакии, населенную преимущественно немцами. 14 марта 1939 года Словакия провозгласила свою независимость, и уже на следующий день фашистские войска вторглись на территорию Чехии. Более 300 000 чехов и словаков нашли свою смерть в лагерях Третьего Рейха, захватчиками было уничтожено 200 000 чехословацких евреев.

Период коммунизма и «Пражская весна»
5 мая 1945 года войска Красной армии освободили Чехию от немецких захватчиков. Вскоре после Второй мировой войны Чехословацкая Республика попала в сферу влияния СССР. Демократическим партиям не удалось противостоять коммунистам, получившим на выборах 1946 года 40% голосов.
Среди многочисленных попыток реформировать или усовершенствовать коммунистическую систему была знаменитая «Пражская весна» (1969): в ответ на попытку чешских коммунистов во главе с Александром Дубчеком построить «социализм с человеческим лицом» страны Варшавского договора ввели на территорию Чехословакии свои войска.

Смена режима и распад Чехословакии
Массовые протесты и демонстрации, охватившие страну в конце 80-х годов ХХ века получили название «Бархатной революции». За ней последовала всеобщая забастовка, приведшая к смене режима. Новым президентом Чехословакии стал драматург и бывший диссидент Вацлав Гавел.
1 января 1993 года в связи с «непреодолимыми противоречиями» Чехословацкое государство было мирно разделено на две независимые Республики — Чехию и Словакию. Эти государства всегда придерживались разных политических курсов: в то время как Словакия ориентировалась на политику Москвы, Чешская Республика равнялась на европейские страны. В 1999 году Чехия вошла в состав НАТО, а в 2004 стала членом ЕС. 21 декабря 2007 года Чехия присоединилась к странам — участницам Шенгенского соглашения. Это означает, что с чешской визой вы сможете беспрепятственно путешествовать по городам и весям других европейских государств, входящих в вышеупомянутое соглашение. На поезде или взяв в аренду машину. Последний вариант, конечно, лучше, поскольку позволяет самостоятельно разработать интересный для вас вариант маршрута, менять сценарий по ходу путешествия и вообще чувствовать свободу от каких бы то ни было графиков и прихотей чужих людей во время собственного отдыха. Лучше всего прокатиться по Германии и Австрии, комбинируя посещение крупных городов с небольшими провинциальными — для того, чтобы в полной мере ощутить колорит местной жизни.