Александровский дворец и парк. Александровский дворец. Дворец для жизни. Залы и интерьеры

(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || ; w[n].push(function() { Ya.Context.AdvManager.render({ blockId: "R-A-143470-6", renderTo: "yandex_rtb_R-A-143470-6", async: true }); }); t = d.getElementsByTagName("script"); s = d.createElement("script"); s.type = "text/javascript"; s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js"; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(this, this.document, "yandexContextAsyncCallbacks");

Александровский дворец, один из лучших образцов палладианского стиля в России, входит в число самых красивых дворцов Санкт-Петербурга. К сожалению, сейчас он снова закрыт на реставрацию, которая продлится до середины 2018 года. Мне удалось побывать в нем несколько лет назад, когда для посещения были открыты лишь некоторые залы.

Александровский дворец со стороны Фасадного пруда

Идея строительства Александровского дворца принадлежит Екатерине Великой . По её замыслу, он должен был быть подобным замку Ферней – жилищу философа Вольтера (1694-1778), друга императрицы. В письме к своему многолетнему корреспонденту барону Фридриху Мельхиору Гримму (1723-1807), который занимался вопросами покупки вольтеровской библиотеки, она пишет:

Я непременно устрою Фернейский замок в Царскосельском парке. Мне надо знать также, какие комнаты выходят в замке на север и какие на юг, восток и запад. Также важно знать, видно ли Женевское озеро из окон замка и с какой стороны расположена гора Юра.

Возможно, неосуществленный проект Фернейского дворца в Царском Селе оказал определенное влияние на планировку существующего ныне дворца.

Строительство нового дворца в Царском Селе началось в 1792 году. Архитектором был назначен итальянец Джакомо Кваренги (1744-1817), самый яркий и плодовитый приверженец палладианства в России. Поэтому от первоначального замысла не осталось и следа. Работы велись под наблюдением архитектора П.В.Неелова, который, вероятно, внес какие-то изменения в проект Кваренги. Кроме того, и сама императрица приложила свою руку к проекту.

Парадный двор перед Александровским дворцом

На постройку нового дворца было затрачено более 690.000 рублей при первоначальной смете в 351.166 рублей, пошло более 6,6 млн. кирпичей. В 1793 году еще недостроенный дворец, получивший название Нового Царскосельского, Екатерина II подарила своему любимому внуку Александру Павловичу (будущему императору Александру I) по случаю его бракосочетания с великой княжной Елизаветой Алексеевной.

В мае 1796 года работы были практически завершены, и 12 июня великий князь с семьей и «малым двором» переехал сюда, где в присутствии императрицы устроили новоселье.

Дворец представляет собой вытянутое двухэтажное здание, по сторонам которого – двойные выступающие флигели. Со стороны северного фасада флигели соединены двойной колоннадой коринфского ордера, которые образуют мощеный мрамором внутренний двор (курдонёр).

В центральной части паркового фасада выдается вперед полуротонда, перекрытая сферическим куполом. Перед ней расположена терраса, выложенная плитками белого и серого мрамора. Такая планировка характерна для вилл северной Италии и, тем самым, определяет назначение дворца как летней резиденции.

Как того требовали условия и высокое положение августейшего лица, которому предназначался Новый дворец, архитектор придал его формам величайшую красоту, соединив в то же время полезное с приятным для глаз. Эти нежные линии, эти гармоничные пропорции, эта умеренность орнамента, которыми так обогащено благородное здание, наблюдаются также и во внутренних частях, соответственно различным назначениям их, без нанесения ущерба удобству жилища при стремлении к великолепию и элегантности. Бросая беглый взгляд на план, видно, как хорошо распределены внутренние помещения. Из помещений, предназначенных для дневного пребывания князя, проходят в элегантнейшую большую залу, устроенную для дворцовых празднеств и развлечений – и на открытую террасу, откуда любуются бесконечными окрестностями императорской Царскосельской резиденции… — Джулио Кваренги (сын Джакомо Кваренги), предисловие к изданным в 1821 году в Милане чертежам Дж.Кваренги.

Внутренняя отделка дворца была выполнена также по проекту Дж.Кваренги. Вдоль садового фасада идет Парадная анфилада, залы которой облицованы искусственным мрамором. Первым был Концертный зал, расположенный в правом флигеле. Далее шли Бильярдный зал (впоследствии Угловая гостиная), Предстоловая (Малая библиотека), Парадная столовая (Большая галерея, или Большая библиотека).

В центральной части дворца располагаются наиболее парадные помещения. Открывал их Зал с горкой (Первая парадная гостиная). Далее идут три зала, разделенные широкими арками с колоннами: Портретный зал, Полуциркульный (Полукруглый) в центре и Бильярдный (Мраморная гостиная). Во времена Николая II в Полуциркульном зале устраивали Рождественскую елку для офицеров свиты и охраны. Парадную анфиладу завершала Опочивальня великого князя Александра Павловича.

Портреты семьи Николая I работы Ф.Крюгера в Портретном зале

Бильярдный зал (Мраморная гостиная)

В 1838 году перед колоннадой были установлены две статуи: «Юноша, играющий в бабки» по модели Н.С.Пименова и «Юноша, играющий в свайку» по проекту А.В.Логанского, отлитые на Александровском чугунолитейном заводе.

Колоннада Александровского дворца и статуи «Бабочник» и «Сваечник» перед ней

Александровский дворец неоднократно перестраивался, проводились новые коммуникации, менялось функциональное назначение помещений, их отделывали по-новому в соответствии с изменившейся модой. Многие великие архитекторы приложили свои таланты к обустройству дворца: Л.Руска, К.Макер, С.Черфолио, А.А.Тон, В.П.Стасов, Д.Е.Ефимов, А.И.Штакеншнейдер, А.Ф.Видов, С.А.Данини, Р.Ф.Мельцер и другие.

Вплоть до 1800 года фасады дворца оставались неоштукатуренными. Как писала Екатерина начальнику Царскосельской конторы строений А.П.Кашкину, «Когда оное строение будет окончено, то без особого повеления нашего снаружи не штукатурить» . При Павле I начались отделочные работы, но завершены они были уже в царствование Александра I.

После того, как Александр взошел на престол, он перебрался в Санкт-Петербург, а во время своих визитов в Царское Село предпочитал Екатерининский дворец. В Александровском дворце на 2-м этаже («Кавалерийском») жили приближенные императора.

Александровский дворец при Николае I, Александре II и Александре III

Дворец стал любимым местом пребывания императора Николая I . При нём за дворцом закрепилось название Александровского – в честь его предшественника и брата, императора Александра I. Особенно любил он проводить здесь весенние и осенние месяцы. Официальные мероприятия – приемы и торжества, устраивали в Большом Екатерининском дворце. Однако после скоропостижной смерти любимой дочери Александры (Адини, 1825-1844), Николай почти перестал приезжать сюда.

Александр II предпочитал жить в своих покоях в Екатерининском дворце. Александровский дворец стал великокняжеской резиденцией великого князя Александра Александровича, его покои были обустроены в левой стороне. Однако после своего восшествия на престол Александр III большей частью времени жил в .

Николай II и его семья в Александровском дворце

В 1868 году в Александровском дворце родился последний русский император Николай II . После 1904 года он избрал его местом своего постоянного проживания. На месте помещений в правом крыле, которые прежде занимала свита, появились личные покои Николая II и императрицы Александры Фёдоровны. Расположенный неподалеку стал домовой церковью царской семьи.

В это время дворец претерпел ряд перестроек и усовершенствований. К внешней стене первого этажа был пристроен балкон. Была усовершенствована система отопления и водоснабжения, благодаря чему во дворце теперь можно было жить и в холодное время года. В 1897 году из дворца в Кухонный флигель (Дж.Кваренги, пристройки — А.Ф.Видов) по проекту архитектора С.Данини был прорыт подземный тоннель (ныне не действующий).

Кухонный флигель со стороны Кухонного пруда

В 1901-1904 годах в Царское Село был проведен Орловский водопровод. В Александровском парке напротив Знаменской церкви было вырыто подземное водохранилище, снабжавшее Александровский дворец чистой водой.

Александровский дворец, старая фотография

После событий 1905 года в Александровском дворце были серьезно усилены меры безопасности. В подвалах дворца (которые по своим размерам превосходили основание здания) постоянно находились 200-250 человек дежурных офицеров охраны и обслуги. В императорских покоях были установлены тревожные кнопки, между дежурным помещением, постами у ограды и городской телефонной сетью проведена телефонная линия.

Если в прежние царствования Александровский дворец был, прежде всего, жилищем, а торжественные мероприятия проводили в Большом Екатерининском дворце, то в царствование Николая II все важнейшие события происходили здесь. В 1910 году в Александровском дворце с размахом отметили 200-летие Царского Села, а в 1913 году здесь праздновали 300-летие дома Романовых.

Кленовая гостиная императрицы, отделанная фирмой Ф. Мельцера в 1903-1906 годах

Однако впереди их ждала страшная развязка. С 9 марта по 1 августа 1917 года Николай II с семьей содержались в своем дворце под домашним арестом. 1 августа 1917 года царская семья навсегда покинула Александровский дворец и отправилась в ссылку в Тобольск, а оттуда – в Екатеринбург. В последний раз они вышли из дверей Полуциркульного зала в сад и отправились в долгий путь.

Александровский дворец после Октябрьской революции, в годы Великой Отечественной войны и в наши дни

В 1918 году в стенах Александровского дворца была открыта историко-бытовая экспозиция, посвященная жизни последнего русского императора. Позднее дворец был отдан под дом отдыха сотрудников НКВД, а в бывших комнатах царских детей разместился Детский дом имени Юных коммунаров. В 1932 году он был закрыт, игрушки и мебель передана в Музей игрушки.

В первые месяцы Великой Отечественной войны из Александровского дворца успели эвакуировать лишь часть экспозиции: люстры, ковры, некоторые предметы мебели, мраморные и фарфоровые изделия. Во время оккупации города в Александровском дворце находился немецкий штаб, а в подвалах – застенки гестапо. На газоне перед дворцом выросли кресты кладбища немецких офицеров.

Разрушения Александровского дворца после немецко-фашистской оккупации

В 1946 году дворец был передан Академии наук СССР под хранение коллекций Института русской литературы. Здесь же размещалась экспозиция Всесоюзного музея А.С.Пушкина. В 1947-1951 годах была начата реставрация под руководством архитектора Л.М.Безверхнего (1908-1963) с целью воссоздания первоначальных интерьеров Дж.Кваренги. В результате часть интерьеров и элементов отделки более позднего времени была утрачена.

Колоннада и флигель дворца

В 1951 году Александровский дворец был передан Военно-морскому ведомству, а затем – военному НИИ. Коллекции дворца были переданы на хранение в Екатерининский и . Александровский дворец был обнесен колючей проволокой и закрыт для посещений. Внутрь его не могли попасть даже искусствоведы.

В 1997 году в правом крыле Александровского дворца была открыта первая музейная экспозиция «Воспоминания в Александровском дворце» . Поскольку почти все покои Николая II, Александры Федоровны и их детей утратили первоначальную отделку, на стенах были установлены огромные фотообои с фотографиями царских интерьеров начала XX века, на фоне которых были выставлены предметы мебели.

В 2009 году весь дворец был передан музею. В июне 2010 года, когда отмечалось 300-летие Царского Села, были открыты после реставрации Портретный, Полуциркульный залы и Белая гостиная (Бильярдный зал).

Александровский парк

Адрес: Санкт-Петербург, г.Пушкин, ул. Дворцовая, 2. До середины 2018 года Александровский дворец закрыт на ремонт.

© , 2009-2019. Копирование и перепечатка любых материалов и фотографий с сайта сайт в электронных публикациях и печатных изданиях запрещены.

Царское село - один из самых красивых пригородов . Сюда стремится попасть каждый турист, каждый путешественник, кто приехал в Северную столицу знакомиться с ее достопримечательностями. Все знают великолепный и его знаменитую Янтарную комнату, а также Екатерининский парк, но не все в курсе, что в музей-заповедник "Царское село" помимо вышеупомянутых объектов входят также Александровский дворец и Александровский парк.

Александровский дворец младше своего более известного соседа почти на 70 лет. Но это не основное его отличие. Если Екатерининский дворец - это место для пышных приемов и торжественных мероприятий, то Александровский дворец - дворец для жизни , семейное гнездо семьи Романовых.

Дворец построен в 1792-1796 гг. Екатериной II для ее любимого внука Александра Павловича (будущего императора Александра I).
С Александровским дворцом тесно связана жизнь всех русских царей, начиная с Александра I. Он прожил здесь несколько лет, пока не переехал в Екатерининский дворец.
Во дворце часто и подолгу жил Николай I, здесь умерла его супруга Александра Федоровна.
Для Александра III этот дворец был великокняжеской резиденцией. И в этом дворце прошли последние 12 лет жизни и царствования императора Николая II и всей его семьи. И именно отсюда царскую семью увезли в ссылку, из которой они уже никогда не вернулись...


Мы приехали в Царское село 5 января 2013 г. И первый дворец, который посетили, был именно Александровский дворец. Скупые зимние пейзажи позволили рассмотреть его в полной красе. Ничто не мешало обзору - дворец был хорошо виден даже издалека.


Вдалеке виден павильон в готическом стиле - Белая башня. Он открылся 3 месяца назад - в октябре 2012 г. после реконструкции. Здесь расположился интерактивный детский центр, где дети в игровой форме погружаются в историю, превращаясь в рыцарей и принцесс. Кстати, изначально этот павильон был построен для детей Николая I для их игр, развлечений, а также занятий творчеством и физическим развитием.
Входной билет в Белую башню для взрослого стоит 120 руб., детский билет - 50 руб. по будням и 150 руб. по выходным дням, в стоимость детского билета по выходным включено посещение мастер-класса).


Александровский парк занимает площадь 200 га. и делится на Новый сад (регулярная часть парка) и Пейзажный парк. На территории 3 пруда. На фото - Нижний пруд, запорошенный снегом. К сожалению, погода не дала нам возможности в удовольствие погулять по парку. Это лучше делать все-таки летом. Но в одном Александровскому парку не откажешь - он красив и грандиозен не зависимо от времени года.


Александровский дворец - творение великого Кваренги. Самые известные постройки архитектора в Петербурге Академия наук, Смольный, Эрмитажный театр, Государственный банк. В Царском Селе - здание Лицея. Но именно Александровский дворец по праву считается шедевром, образцом постройки классического стиля. Дворец начисто лишен помпезности и пышности, он прекрасен своей строгостью и лаконичностью.






Дворец украшен великолепной колоннадой.




В боковых флигелях дворца размещались жилые помещения, а в центральной части - залы парадной анфилады.


Статуи установили перед колоннадой в 1838 г. Название статуй: «Юноша, играющий в бабки» по модели Н.С. Пименова и «Игра в свайку» работы А.В. Логановского.


Через колоннаду мы входим во дворец.





Для того, чтоб лучше представить расположение комнат в Александровском дворце, размещаю план-схему дворца. Пронумерованы те залы, которые отреставрированы. К сожалению, это меньше половины. План с сайта http://tzar.ru.



Большая парадная анфилада, состоящая из трех залов, была открыта после реконструкции в июне 2010 г. - в дни празднования 300-летия Царского Села. Первый зал парадной анфилады - Мраморная гостиная. Именно с нее и начинается наша экскурсия по дворцу.
К сожалению, фотографии получились достаточно темные.



Зал анфилады соединяют арочные проемы. Полукруглый зал.




Портретный зал. Фото с сайта http://tsarselo.ru. Здесь находятся большие портреты Екатерины II, работы Рослена и Рокотова, Александра I, работы Дау, Николая I и его сыновей: Николая, Александра, Михаила и Константина, все работы художника Крюгера. Мебель XVIII века- в стиле Людовика XVI.

После портретного зала идут три зала, которые в данный момент находятся на реконструкции.





Бывшая Кленовая гостиная императрицы Александры Федоровны.




Бывшая Палисандровая гостиная.


Бывший Сиреневый кабинет императрицы Александры Федоровны.




Бывшая спальня.






Предыдущая фотография Следующая фотография

В настоящее время дворец на реконструкции, открытие планируется в середине 2018 г.

Если роскошный Екатерининский дворец в Царском селе создавался для помпезных приемов, то его более простой сосед был предназначен для жизни. Будущую семейную резиденцию Романовых возвели при Екатерине II. В 1796 г. дворец стал достойным свадебным подарком внуку царицы Александру Павловичу. Сам он во время своих визитов в Царское село любил жить в Большом Царскосельском, а вот его младший брат и преемник Николай I предпочитал Александровский дворец и с удовольствием занимался его благоустройством. В левой части здания находились жилые комнаты его внука Александра Александровича, однако, став царем, Александр III выбрал в качестве своей резиденции Гатчинский дворец. Настоящим семейным гнездом Александровский дворец стал для Николая II и его супруги Александры Федоровны. Оттуда Романовы и отправились в ссылку, из которой так и не вернулись.

В 1918 г. дворец превратился в музей, потом здание переоборудовали в дом отдыха представителей НКВД, на втором этаже находился детский приют, во время оккупации здесь был немецкий штаб и гестапо с тюремными камерами в подвалах. После войны помещения дворца отдали Институту русской литературы, а потом - Военному ведомству. Сейчас Александровский дворец снова служит музеем.

Особенности архитектуры

Двухэтажное здание кажется довольно простым, особенно если сравнивать его с ближайшим соседом - Екатерининским дворцом. Несмотря на это, Александровский дворец признан одним из выдающихся образцов архитектуры классицизма. Автором проекта выступил знаменитый Джакомо Кварнеги, здание возводилось под присмотром зодчего Петра Неелова. С обеих сторон дворца расположены двойные флигели - раньше там находились жилые помещения. Главный фасад украшен роскошной сквозной колоннадой - в центре располагались залы парадной анфилады. Часть здания дополняет полуротонда с куполом в форме сферы.

Залы и интерьеры

Над обстановкой Александровского дворца трудился все тот же Кварнеги, а вместе с ним десяток именитых художников, лепщиков и декораторов. Интерьеры резиденции соответствовали классическим канонам. Сегодня они активно восстанавливаются.

Реконструировано 3 зала парадной части резиденции: Мраморная гостиная, украшенная золоченым гарнитуром, зеркалами и шкурой тигра, Полукруглый зал, где в начале прошлого века каждый год зажигали рождественскую елку, и Портретный зал с изображениями членов императорской династии. В конце анфилады находятся Приемная императора, обшитая дубом, и его Парадный кабинет.

Жилые комнаты императорской семьи находились в восточном флигеле. Восстановлены Угловая гостиная, принадлежавшая Александре Федоровне, Сиреневый кабинет, Кленовая гостиная императрицы и ее спальня. Убранство некоторых помещений было утрачено целиком, остались лишь архивные фотоснимки интерьеров.

Музей современного искусства «Гараж» - место, где встречаются люди, идеи и искусство, чтобы создавать историю!

Музей «Гараж» был основан в 2008 году Дарьей Жуковой и Романом Абрамовичем и стал первой в России частной филантропической институцией, чья деятельность направлена на развитие и популяризацию современного искусства и культуры.

Одна из основных миссий Музея «Гараж» - показать, что современное искусство - это пространство для диалога и поиска ответов на многие вопросы. Здесь проходят выставки ведущих российских и зарубежных современных художников (таких как Марина Абрамович, Рэймонд Петтибон, Марк Ротко, Виктор Пивоваров, Яёй Кусама), образовательные программы для взрослых и детей разных возрастов, а также кинопоказы, концерты, перформансы и многое другое.

Гиды «Гаража», опираясь на знания и опыт лучших искусствоведов и кураторов, каждый день открывают посетителям мир современного искусства. Экскурсоводы с радостью проведут для вас экскурсии на русском и английском языках, а также помогут гиду с последовательным переводом с русского на язык группы.

История Музея всегда была тесно связана с архитектурой. Его первым «домом» стал знаменитый Бахметьевский автобусный парк в Москве (в честь которого «Гараж» и получил свое название) - памятник конструктивизма, спроектированный архитектором Константином Мельниковым. В 2012 году «Гараж» переехал в самое сердце столицы - Парк Горького, во временный павильон, построенный по проекту японского архитектора Шигеру Бана. В июне 2015 года Музей открыл свое первое постоянное здание на территории Парка, в котором прежде находился популярный в 1960-е годы ресторан «Времена года», ставший для советских граждан воплощением мечты об идеальном досуге. Сегодня здание, отреставрированное всемирно известным архитектором Ремом Колхасом и его бюро OMA, стало не просто музеем, но и одной из главных городских достопримечательностей, сохранив многие элементы своего прошлого. Одним из них является мозаика, украшающая Атриум Музея и изображающая девушку в окружении осенних листьев. Именно в Атриуме каждые полгода - весной и осенью - появляется созданное художниками специально для «Гаража» произведение искусства, доступное для свободного посещения. В числе сменяющихся инсталляций проекта, названного Garage Atrium Commissions, были работы Эрика Булатова, Луиз Буржуа, Рашида Джонсона и Ирины Кориной.

Для вас в Музее ежедневно открыт книжный магазин с лучшей подборкой книг и журналов по искусству и сувенирами «Гаража», которые сделаны в Москве (обратите внимание на маркировку Made in Moscow), включая продукцию, созданную в сотрудничестве с художниками. Работает уютное кафе с авторской кухней, летней верандой и завтраками, которыми можно наслаждаться в течение всего дня.

Сердцем институции и платформой для выставочных, издательских и исследовательских проектов «Гаража» является его коллекция - крупнейший в мире архив по истории российского современного искусства начиная с 1950-х годов. Архив доступен для российских и зарубежных исследователей, а его фонды, насчитывающие на данный момент более 400 000 единиц хранения, постоянно пополняются.

Кроме того, в здании Образовательного центра Музея рядом с Пионерским прудом для всех желающих работает первая в России публичная библиотека по современному искусству.

Музей «Гараж» также стал первым музеем в России, открывшим инклюзивный отдел и адаптирующим выставочные и образовательные программы для посетителей с разными формами инвалидности. Все здания Музея оборудованы пандусами, а специалисты инклюзивного отдела проводят экскурсии и специальные мероприятия для глухих и слабослышащих, слепых и слабовидящих посетителей, а также для людей с особенностями интеллектуального развития.

Мы не знаем, какие у вас планы, но нам точно есть что предложить: выставки, лекции, встречи с экспертами, фильмы под открытым небом в отличной компании, коктейли на свежем воздухе, фестивали, концерты известных музыкантов, перформансы, дискуссии, прогулки по парку и многое другое.

До встречи в Музее «Гараж»!

Стоимость билетов: 0- 300 рублей

Александровский дворец в Царском Селе является самым впечатляющим памятником в истории города и одним из мировых шедевров архитектуры. Ни одно строение в Москве, Санкт-Петербурге и другом городе России не может похвастаться столь редкой архитектурной графикой.

История

Александровский дворец был возведён в 1792–1796 годах по приказу императрицы Екатерины II и стал подарком её внуку князю Александру Павловичу (позднее императору Александру I) по случаю бракосочетания. Императрица Екатерина II много времени проводила в Петербурге, в особенности в Царском Селе. Здесь проходили балы и маскарады, её дни рождения, сюда приезжала императрица во время болезней. Неудивительно, что подарок любимому внуку она решила построить именно здесь.

Автором проекта дворца является известный итальянский архитектор Джакомо Кваренги, спроектировавший Английский дворец в Петергофе, павильон в Царском Селе и здания Эрмитажного театра в Санкт-Петербурге. Однако и сама императрица пристально следила за строительством, интерьером и графиком работ. Дворец был построен в сроки, но отделочные работы продолжались вплоть до 1800 года.

Император Александр I редко останавливался в данном имении, предпочитая Большой Царскосельский дворец, в отличие от его приемника Николая I, который посвятил много времени обустройству и процветанию дворца.

Панорама дворца

С 1904 г. дворец являлся постоянной резиденцией Николая II, для которого Царское Село имело особое значение: именно в нём прошли последние годы правления рода Романовых.

Правление рода Романовых

В 1918 г. дворец был открыт для посещений в качестве государственного музея, позднее на его базе был основан Детский дом имени Юных Коммунаров. Во время ВОВ из дворца вывезли большое количество предметов мебели и внутреннего убранства. В период немецкого оккупационного режима во дворце находились немецкий штаб, политическая полиция Третьего рейха и тюрьма в подвальных помещениях сооружения.

В 1946 г. дворец законсервировали и отдали Академии наук СССР. В честь 150-летия с рождения русского поэта Александра Сергеевича Пушкина здесь планировалось создать Всесоюзный центр пушкиноведения.

С середины XX века не раз были проведены работы по реконструкции здания для восстановления интерьера со времён правления последнего императора Российской империи. В 2015 г. начались масштабные работы по реставрации и созданию на территории дворца-музея многофункционального музейно-выставочного комплекса.

Важно! На данный момент* ремонтные работы продолжаются. Официальное открытие музея запланировано на середину 2019 года.

Реставрация

По архитектурному замыслу Д. Кваренги, дворец является двухэтажным зданием с двумя флигелями, образующими п-образную конструкцию. Фасад украшен колоннадой с парадным входом.

Фасад украшен колоннадой

Однако статуи перед колоннадой - «Юноша, играющий в бабки» Н.С. Пименова и «Игра в свайку» А.В. Логановского - были установлены только в 1838 году. Такой внешний облик сохранился и до наших дней.

Экспозиция дворца

Экспозиция Александровского дворца создавалась на протяжении длительного периода существования Российской империи и претерпевала изменения с правлением нового императора, а позднее - властей республики и немецких оккупантов.

Экспозиция Александровского дворца

На 2015 год к основным местам паломничества туристов относились:

  • Мраморная гостиная , центральное место в которой занимает картина немецкого художника Франца Людвига Кателя «Прогулка в Палермо», созданная по случаю пребывания Николая I и всей царской семьи в Палермо. Также здесь размещены портреты императрицы Александры Федоровны, английской королевы Виктории. Мебель в гостиной образует зоны для общения гостей.
  • Полукруглый зал - использовался при Николае II для размещения Рождественской елки. Здесь же находится ваза-канделябр придворного архитектора К.Ф. Шинкеля с букетом бронзовых цветов, позолоченные столы с амфорами и канделябрами.
  • Портретный зал с позолоченной мебелью, мраморным камином и убранством в стиле предыдущих залов, а также портретами Николая I и членов семьи.
  • Угловая гостиная императрицы Александры Федоровны, в которой устраивали музыкальные вечера для членов императорской семьи и принимали иностранные делегации, различных послов и министров. Посреди гостиной расположен рояль из трёх сортов дерева, а на стене висит гобелен «Мария-Антуанетта с детьми», подаренный президентом Франции Эмилем Лубе в 1902 году.
  • Кленовый кабинет императрицы, представленный гардеробным шкафом, многочисленными игрушками императорских детей.
  • Палисандровая приёмная императрицы , в которой проводился приём официальных лиц учреждённых ею благотворительных организаций.
  • Императорская спальная , не сохранившая всех элементов убранства времён императрицы Александры Федоровны. Ранее здесь находились стеллажи с иконами и драгоценными яйцами, созданными Карлом Фаберже, подаренными императором Николаем II.
  • Приёмная императора Николая II , в которой он часто обедал. На потолке - кованая бронзовая люстра в русском стиле, а на полу лежит персидский ковёр.
  • Рабочий кабинет Николая II , в котором он принимал послов, депутатов, министров.
  • Уборная императора , обустроенная в «мавританском вкусе». Ранее в ней находились императорский бассейн и гимнастические турники.
  • Парадный кабинет с бильярдом , скульптурами, книжными шкафами и угловыми диванами для приёма князей и приближённых к императору гостей.

Парадный кабинет

Обратите внимание! К открытию музея в 2019 году экспозиции могут быть изменены или обновлены.

Не менее интересным дополнением к экспозиции всего Александровского парка станет комплекс «Императорская ферма», проект которой был задуман ещё императором Александром I для обеспечения императорского двора кисломолочной и мясной продукцией, а также для выведения лучшего скота для российского животноводства. На базе этого комплекса будут оборудованы конюшня, музейные помещения, экологический центр, ориентированный на детскую аудиторию, кафе и другие строения.